Найти тему

Секунда, умноженная на вечность

Автопротреты: Анатолий Зверев 1957 и Евгений Михнов-Войтенко 1957
Автопротреты: Анатолий Зверев 1957 и Евгений Михнов-Войтенко 1957

До 14 апреля в AZ museum проходит выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность». Это диалог двух художников, которые скорее всего, даже не были знакомы между собой. Чем интересна выставка и почему ее надо посмотреть рассказываю для читателей медиа-проекта о современном искусстве ART УЗЕЛ.

Экспозиция первого этажа
Экспозиция первого этажа

Выставка посвящена двум художникам — москвичу Анатолию Звереву, хорошо знакомому благодаря работе AZ museum и ленинградцу Евгению Михнову-Войтенко, который мало известен столичной публике, поскольку это первый музейный показ художника в Москве.

Евгений Михнов-Войтенко, обе работы называются «Весна», из цикла «Тюбики», холст, масло, 1958
Евгений Михнов-Войтенко, обе работы называются «Весна», из цикла «Тюбики», холст, масло, 1958

Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988) — ключевая фигура ленинградского андеграунда, один из первых и наиболее последовательных абстрактных художников в Советском Союзе.

С 1937 года семья художника жила в Ленинграде. В 1951 году Михнов поступил на скандинавское отделение Ленинградского института иностранных языков, с 1954 по 1958 учился в мастерской Николая Акимова в Театральном институте. Работал художником-оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства, занимался оформлением интерьеров, разработкой рекламных плакатов, выставочных экспозиций, выполнял заказы декоративно-прикладного искусства. С середины 1950-х годов начал работать в абстрактно-экспрессионистической манере. В 1978 году состоялась первая персональная выставка в малом кинозале ДК им. Дзержинского на Полтавской улице в Ленинграде. В 1982 прошла персональная выставка в Москве в клубе ЖСК работников Академии наук СССР. Работы художника находятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее, в Центре Помпиду, в других институциях и частных собраниях.

На открытии выставки
На открытии выставки

Наталья Опалева, директор AZ museum рассказала на открытии выставки, что когда-то совершенно случайно наткнулась на старую статью Михаила Кулакова 1981 года о московской и ленинградской художественных школах 50-60-х годов 20 столетия, в которой автор сравнивал Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко. Она задумалась, допустимо ли такое сопоставление?

Евгений Михнов-Войтенко, «Натюрморт» 1957-1958 и «Двое в городе» 1955, холст, масло
Евгений Михнов-Войтенко, «Натюрморт» 1957-1958 и «Двое в городе» 1955, холст, масло

Анатолий Зверев родился в 1931 и умер в возрасте 55 лет. Евгений Михнова-Войтенко родился годом позже и прожил 56. Оба всю жизнь были в поисках своего художественного языка, много писали об искусстве, были связаны с театром, вели непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни и творчестве. Каждый был легендарной фигурой в своем городе, у обоих яркий период творчеств пришелся на 1950-1960-е года, при этом они держались в стороне от союзов и объединений, практически не участвовали в групповых выставках, при этом были известны за рубежом. Еще их роднят художественные эксперименты, скорость работы, большое наследие и след в истории искусства.

Экспозиция первого этажа
Экспозиция первого этажа

На выставке зрителям предлагается продолжить тему сравнений и параллелей, поразмышлять о жизненном пути художников, но главное – познакомится с работами, погрузиться в них, постараться прочувствовать.

Экспозиция первого этажа. На бордовом фоне работы Анатолия Зверева, супрематические композиции, бумага, гуашь
Экспозиция первого этажа. На бордовом фоне работы Анатолия Зверева, супрематические композиции, бумага, гуашь

Максимально понятно выстроена архитектура выставки: на первом этаже в самом начале шкала времени с ключевыми этапами жизни художников, следом – два автопортрета, оба написанные в 1957 году. И сразу идет четкое цветовое деление: на сером фоне работы Евгения Михнова-Войтенко, на бордовом – Анатолия Зверева. Картины подобраны так, чтобы между ними действительно выстраивался диалог.

Евгений Михнов-Войтенко из цикла «Тюбики», бумага, масло, 1957
Евгений Михнов-Войтенко из цикла «Тюбики», бумага, масло, 1957

Второй этаж полностью отдан Евгению Михнову-Войтенко. Можно увидеть наиболее известную серию «Тюбики», которую в каталоге описывают как «новаторскую по меркам международного современного искусства». Работ в этой серии не много, четыре хранятся в коллекциях Русского музея, еще одна в «Новом музее» в Санкт-Петербурге.

Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко
Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко

В том же зале впечатляющие три квадратные работы 1,5*1,5 метра на картоне, выполненные нитроэмалью в 1961 году, с которой экспериментировал художник: «Аль Фреско» и две под названием «Композиция». Таких названий, как «Композиция» или «Абстрактная композиция» будет очень много, потому что сам художник старался не давать названия своим работам.

Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Хоралы», бумага, тушь, акварель
Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Хоралы», бумага, тушь, акварель

В зале на 3-ем этаже художники снова встречаются вместе. Интереснейшие серии начала 60-х годов Михнова-Войтенко – это «Дневник невыдуманных образов», где художник работает тушью по бумаге, делая буквально короткие росчерки, это карандашная серия «Вакханалии», цикл «Хоралы», где тушь наносилась на влажную бумагу, создавая удивительные разводы, в которых угадывается готическая архитектура.

Анатолий Зверев, абстрактные композиции, бумага, гуашь, 1955-1958
Анатолий Зверев, абстрактные композиции, бумага, гуашь, 1955-1958

Эти работы соседствуют с супрематическими композициями Анатолия Зверева, выполненными тушью по бумаге, и с «погорелыми» работами, которые в прямом смысле горели в папке у коллекционера Георгия Костаки, но остались нетронутыми. Многие из работ Зверева ранее не демонстрировались ранее, в частности абстрактно-экспрессионистские опыты художника.

Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Касания», бумага, тушь, 1959
Евгений Михнов-Войтенко, из цикла «Касания», бумага, тушь, 1959

Завершают экспозицию две «Бабочки»: «Композиция» 1967 года на картоне нитроэмалью Евгений Михнова-Войтенко и «Супрематическая композиция» 1959 года пастелью по бумаге Анатолия Зверева.

-13

К выставке музей выпустил отличного качества каталог. Кроме этого, на сайте AZ museum представлена в цифровом виде вся коллекция музея, включая работы Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко. И есть отдельный сайт о Евгении Михнова-Войтенко, где можно найти архивные материалы.

Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко
Экспозиция второго этажа, Евгений Михнов-Войтенко

Однако, мы рекомендуем посмотреть выставку и увидеть работы художников своими глазами.

Выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность», 17 ноября по 14 апреля 2024

Кураторы: Сергей Попов, Серафима Кострова, Наталья Волкова

AZ museum: Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, д. 20-22 стр. 2, ближайшее метро Маяковская
Время работы: вт-ср, пят-воск 12:00-20:00, чт 12:00-21:00, понед. - выходной

Статья подготовлена для читателей медиа-проекта о современном искусстве АРТУзел

#AZmuseum #анатолийзверев #михноввойтенко #секундаумноженнаянавечность #выходныевсесемьей #какпровестивыходные #артузел #art #artuzel #современноеискусство