Найти тему
Юридический лайфхак

Рассуждения о принципах работы алгоритма Яндекс.Дзен

Фото с сайта https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dc33836eb24473b66fc3f020ea51df40f9d82160-10166367-images-thumbs&n=13
Фото с сайта https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dc33836eb24473b66fc3f020ea51df40f9d82160-10166367-images-thumbs&n=13

Каждый день, наблюдая за данными статистики своего канала, вижу постоянно меняющееся число показов, просмотров, индекса CTR. И важно, что постоянно уменьшается время, необходимое для подключения монетизации.

Это свидетельствует, что алгоритм Дзена засчитывает все указанные параметры, несмотря, что основную аудиторию подписчиков составляют авторы, по «взаимной дружбе».

Что убедительно доказывает, что для алгоритма нет разницы между взаимными и случайными подписчиками. А поскольку многие взаимные подписчики более активны, чем обычные, то их влияние на вышеуказанные показатели выше.

Если разработать алгоритм систематической работы между активными авторами группы взаимных подписчиков и масштабировать его, то продвижение каждого канала-участника группы стало бы более эффективным. Сейчас же существуют только каналы, предоставляющие свою «площадку» лишь для знакомства взаимных подписчиков.

Конечно, информации о работе алгоритма Дзена явно не достаточно. Точно знают все нюансы его работы, разве, что его разработчики. Поэтому приходиться рассуждать о закономерностях его работы, на основе Правил Дзена и здравого смысла, предполагая наиболее логичные и вероятные из них.

Косвенно, сам Дзен, в своих Правилах, раскрывает параметры, от которых зависит монетизация. В правилах запрещает влиять на просмотры, дочитывания и CTR публикации.

CTR, рассчитывается по формуле:

CTR = количество кликов / количество показов × 100%. CTR считается хорошим, если он больше 10 % для каждой статьи. Количества кликов в статистике нет. Вероятно, клики учитывались, при старых правилах монетизации, а сейчас вместо кликов алгоритм подразумевает просмотры и «дочитки».

Чем отличаются они между собой? Скорее всего, по сути это одно и то же. Но термин «просмотры» используется для видео контента, а «дочитка» в отношении статей. Программа Алгоритма, ведь вряд ли сможет определить, чем отличается просмотр статьи, после клика на карточке автора, от ее "дочитки". Хотя теоретически в программу и может быть заложен параметр средней скорости прокрутки от начала статьи к ее конца.

Наиболее вероятным выглядит предположение, что достаточно открыть статью и оставить, под ней, не формальный комментарий (ведь все равно ведь придется прокрутить статью сверху вниз и хотя бы «бросить взгляд» на смысл статьи, что может классифицироваться как «дочитка»).

Мне лично пока не удалось выявить математической связи между количеством комментариев под статьей и ее индексом CTR.

Но все равно, напрашивается логичный вывод: комментарии следует оставлять в любом случае.

Тем более, это целесообразно и по другой причине.

Взаимная подписка подразумевает честный подход сторон – быть взаимными подписчиками друг у друга. Но на практике часть авторов, подписываясь, через некоторое время отписывается. И другой автор не может определить, кто именно отписался, если он сразу не настоял, чтобы новый подписчик оставил свой комментарий у него на канале. А подписывался взаимно, через пересылку друг другу «скринов» экрана или плюсиков, вместе с заверениями о подписке.

Для контроля отписок, в студии у автора, во вкладке «комментарии» указан весь список людей оставлявших комментарии с пометками «подписчик» или без этой пометки.

Человек, оставляющий комментарий, не может это сделать без подписки на автора. Конечно, если в настройках канала автора, будет условие "комментарии доступны, только подписчикам канала". А если через какое-то время рядом с его именем не будет указанной пометки, это и будет означать, что он отписался.

Поэтому взаимная подписка, через комментарии несет две функции:

- контроль отписок, который влияет на другого автора, поскольку тот знает, что отписавшись, он гарантированно получит отписку в ответ;

- способствует засчитыванию алгоритмом, просмотра или «дочитки» статьи (ведь статья открывается и прокручивается до поля комментарий).

Следующие важные факторы, это рекомендации в ленте Дзена и лайки.

Согласно правилам Дзен: «Публикации, которые не нарушают правила, без ограничений рекомендуются в ленте Дзена. Ограничения в рекомендациях, приводит к показу публикаций, только подписчикам автора».

Основные нарушения это дублированный и заимствованный контент, кликбейт (оформление карточки публикации, которое обманывает ожидания пользователей), вредная, запрещенная, ложная информация, оскорбительная, нарушающая авторские права неправомерно полученную информацию о третьих лицах, спам и незаконная информация.

Однако Дзен может не только ограничивать рекомендации в ленте, но и ранжировать, повышая рейтинг контента в рекомендациях.

Цитата из правил: «На принятие решения алгоритмом, о рекомендации пользователю какого либо информационного материала автора, влияют подписки, категории понравившихся информационных материалов, количество обращений к информационному материалу (просмотров), аналогичных параметров (вероятно комментариев и лайков, поскольку других параметров в статистике нет)».

Проще говоря, рекомендация в ленте дзен, зависит от подписок, просмотров, лайков, комментариев и категории статей.

Подразумевается, что Дзен ограничит рекомендации пользователю об информации с ограниченным доступом, общедоступной, вредной, ложной информации.

И наоборот ранжирует рекомендации статье, из категории актуальной, популярной, полезной, понятной и уникальной информации.

Цитата из правил:

«Сведения о предпочтениях пользователей обрабатываются следующим образом:

Рекомендательные алгоритмы осуществляют анализ контента, например, векторизованных представлений текста (извлечения смысла из текста на естественном языке и представление его в понятном для компьютера виде), включая посты, фото, видео и др. Проводится оценка предположительной тематики материала, общей популярности этого материала у других пользователей.

Оценивается вероятность того, что информационный материал будет просмотрен до конца конкретным пользователем.

Информационные материалы ранжируются в зависимости от оценок вероятности их полного просмотра пользователем» (следовательно, статьи должны быть короткими и не «грузить» читателей «заумными» фразами, рекомендуется не более 2 страниц воровского формата).

Еще одна цитата из Правил: Пользователи могут влиять на факт и очередность показа информационных материалов, повышая или понижая их рейтинг, в том числе путем следующих действий в рамках предоставляемого функционала: «нравится», «подписаться», «скрыть все публикации канала», «пожаловаться».

Таким образом, подписки и лайки, все-таки влияют на рейтинг публикации.

Выводы:

-между активными взаимными и случайными подписчиками, для алгоритма нет разницы;

-взаимную подписку целесообразнее осуществлять, через оставление взаимных комментариев на каналах;

- число подписчиков и лайков, все же влияет на рейтинг и рекомендацию публикации в ленте, помимо имиджевых моментов канала для подписчиков;

- статьи должны быть короткими и написанными простым языком;

- информация в статьях должна относиться к актуальной, популярной, полезной, и уникальной категории (это, конечно сказать проще, чем сделать).

Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, если у кого-то возникнет желание подискутировать или выразить свое мнение.