Найти в Дзене

Ложь во спасение

Все началось с того, что мальчишка лет с шести научился читать. Впечатлительный, воспринимающий все близко к сердцу, Ромка мечтал о встрече с отцом, которого практически не помнил, но никому об этом не рассказывал.

Рисунок: Елена Аллаярова, «КЗ».
Рисунок: Елена Аллаярова, «КЗ».

Иногда что-то смутное всплывало в его памяти: он помнил себя, хнычущего мальчишку, крепко вцепившегося в теплую ладошку отца. Мальчишка не мог вспомнить ни его голоса, ни имени, ни лица, запомнил лишь тепло, идущее от его ладошки. Это было то время когда отец забирал его из младшей группы детского сада, а теперь он уже был учеником третьего класса. Учеба давалась нелегко, подводила память. Был молчалив и замкнут. Его друзьями стали книги, читаемые им взахлеб. Во время чтения мальчик преображался, был слышен его задорный смех и даже его реплики, отпускаемые им в адрес героев читаемой книги.

«Странный какой-то, нелюдимый», - говорили о нем ребятишки с его двора. Вместо ответа Ромка часто пожимал плечами, уходя от ответа, всем своим видом показывая нежелание общаться. И все же у него был единственный человек, с кем он делился своими мыслями. Это была одноклассница Аська, живущая в доме напротив, которую за ее маленький росточек называли «кнопочкой». Не по годам смышленая, она могла разговорить загадочного мальчишку. Сдружившись, друзья вместе делали уроки вечерами в его комнатке за небольшим столом, освещаемый рассеянным светом от лампы с ярко-красным абажуром, висячим над самым столом. Гуляя во дворе, Ромка со стороны смотрел на игру мальчишек, азартно гоняющих мяч по футбольному полю летом, зимой созерцал, стоя за сеткой хоккейного корта, за гоняющими шайбу по ледовому полю. Частенько сюда приходили их отцы, подбадривающие своих сыновей во время игры.

«О чем ты все думаешь?» - спросила как-то подружка, стоявшая рядом с ним. «Об отце», - его ответ был краток. Поделившись с ней самым сокровенным, чего сам от себя не ожидал, он быстрыми шагами зашагал в сторону дома, не дожидаясь дальнейших расспросов, еще не зная, что ждет его впереди...

Сам того не осознавая, мальчишка менялся от общения с Асей, от читаемых книг: постепенно уходило безразличие, испытываемое им ко всему происходящему вокруг, в голове зрели мысли, произносимые теперь им вслух, - он взрослел. Поинтересовался у матери отсутствием фотографий отца в альбоме, та от растерянности выронила стеклянную вазу, державшую в руках, мелкими осколками разлетевшуюся по полу. Собирая осколки, тяжело вздыхая, отвечала, что его отец – не любитель сниматься и он далеко от них, на заработках. Затем сожалела о сказанном, необдуманно соскочившем с языка. Сосредоточенно думала, как ей поступить, ведь сын все чаще своими расспросами напоминает ей о том отрезке жизни, о котором хотела бы забыть. Не хотела она, чтобы Ромка узнал об отце, который не пересыхал от алкоголя. Совсем молоденькой девчонкой после окончания десятилетки выскочила за него замуж, приняв его ухаживания за большую любовь. Вскоре ее округлившийся живот говорил о скором появлении малыша в молодой семье. Появившийся на свет малыш был недоношенным, слабеньким. Сынишка уже начал ходить в детский сад, когда после очередной попойки, его отец не проснулся утром… Цепь последующих событий в семье следовали одна за другой: поступок матери, раскол отношений с ней, наступившее осознание своего поступка Ромкой.

Тот морозный денек не предвещал ничего необычного, никаких предчувствий не испытывал идущий домой школьник, пока не открыл входную дверь квартиры. В глаза бросились мужские ботинки в прихожей, на вешалке мужская куртка. «Батька приехал», - мелькнуло в голове мальчишки. Охваченный бурной радостью, метнулся в кухню, откуда доносились голоса. «Ну вот и сынок явился», - мать засуетилась, накрывая на стол. Несколько секунд мужчины стояли молча, разглядывая друг друга. Подошел старший, похлопал по плечу, сказав: «Ну, здравствуй, Ромка!» С этих слов началось их общение, длившееся не более десяти дней, свой отъезд отец объяснил вызовом на работу. И все же совместно проведенные с ним дни были самыми счастливыми для мальчишки. Они гуляли втроем в парке, играя в снежки, побывали в детском театре и в кафешках, где Ромка сам выбирал себе вкусняшки. Отец починил утюг и старый пылесос, заброшенные в кладовке, за игрой мальчишек на хоккейном поле показал технику ведения «боя» с клюшкой.

Ромка жил теперь воспоминаниями и ожиданием скорой встречи с отцом. Однако услышанное им от подружки в скором времени повергло его в шок. Слушая несвязный рассказ взволнованной Аси, он понял, что его разыграли. Появившийся отец вовсе не был его отцом. Роль отца была сыграна братишкой тети Веры, Василием, вместе с которой работала мама Ромки в пекарне. Подслушав их разговор через приоткрытую дверь, она не смогла сойти с места, не дослушав их. Ася была настолько ошеломлена услышанным, что даже не купила горячих булочек домой, которые частенько здесь покупала.

«Ты сейчас подставила мне подножку, лучше бы не рассказывала мне об этом», - отвернувшись от нее, с обидой в голосе произнес ее друг. Дома парнишка ходил, не замечая мать. На вопрос: «Что с тобой, сынок?» услышала: «Что может быть хуже, чем ложь, мама?». Не успела ответить, дверь комнаты сына захлопнулась прямо перед ней. Стояла растерянная, вся напряглась, как струна, натянутая до предела, готовая оборваться в любую минуту. Что и случилось...

Придя домой со школы, Рома услышал тихий стон. Его охватил испуг. Мама! Вбежал в ее спальню, шторы были плотно задернуты, мелькнуло в голове - она не вставала с утра. «Испытавшей сильный стресс, твоей маме необходимы полный покой и внимание», - объяснил ее состояние приглашенный доктор. Присев на краешек койки, сын кормил ее супом, приготовленным им же и оказавшимся вполне съедобным. Убирался сам в комнатах, смотрел пристально на бледное лицо спящей матери, затем крепко закрывал свои глазки, чтобы скопившиеся слезы в них не смогли оросить лицо матери. Частенько заходила и Аська, не помнящая обиды, и они управлялись с делами вдвоем.

Как и в природе, когда на смену ненастным дням приходят светлые, солнечные дни, так и в их семье произошли изменения. Пришедшая к ним в очередной раз помощница Ромки замерла на месте, увидев семейную идиллию: мать и сын, склонивший голову на ее плечи, сидели рядышком и, улыбаясь, о чем-то шептались. Но никто из них еще не догадывался, что последует продолжение той истории.

В один из зимних вечеров следующего года к ним постучали. Хозяева были в растерянности, когда к ним вошел тот самый Василий, сыгравший в недалеком прошлом роль отца. «Я понимаю, что вы восприняли мое появление у вас как гром средь ясного неба, сестра в отъезде, да и сам я очень хотел увидеть вас», - произнес гость. В памяти мальчишки молниеносно всплыли счастливые мгновения тех дней, проведенных с ним. Мать легла спать, а в комнатке Ромки все еще горел ночник, двум мужчинам не спалось, они о многом поговорили в эту ночь. Утром Василий предстал перед ними выбритым, в белоснежной рубашке, с маленькой коробочкой в руках. Он предложил свою руку и сердце его маме - стать его женой, Ромке - стать его сыном. Да-да, он так и сказал! «Я, мы с мамой согласны», - первым взволнованно произнес Ромка, кивая головой, заливаясь румянцем на щеках. На пальце матери яркой звездочкой засияло колечко. Судьба не сразу раскрыла им свои карты...

Только с годами, будучи уже молодым человеком, Роман полностью осознал: чтобы понять истину человеческого поступка, порой приходится пройти через ложь, ведь тогда еще его совсем молоденькая мать таким образом попыталась оградить его от волнений и тревог, чувствуя душевную боль сына.

Автор: А.Нигорская.