Найти в Дзене
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Этим средневековым англичанам чрезвычайно повезло: они не погибли на улице от голода и холода, а попали в больницу!

В 2010 году на территории больницы Святого Иоанна Богослова в Кембридже были раскопаны сотни неопознанных могил. Эта средневековая больница была основана в 1195 году и просуществовала до XVI века. Археологи обнаружили на больничном кладбище почти 400 полных и частичных скелетов.

Известно, что больница была создана в благотворительных целях для «бедных и немощных»; среди содержавшихся в ней также были люди, которые пожертвовали своё имущество больнице в обмен на еду, одежду и жилье на всю оставшуюся жизнь.

Теперь специалисты изучили эти кости, чтобы попытаться составить картину жизни бедных и обездоленных людей, умерших в Кембридже в XIII-XV веках. С этой целью для каждого погребенного было получено до 50 индивидуальных характеристик, включая особенности ДНК, содержание стабильных изотопов, патологии скелета. Получился один из самых богатых наборов данных по средневековым людям, когда-либо собранных в Англии. По словам исследователей, это позволило им заглянуть «за кулисы больницы».

Известно, что постоянно в госпитале находилось около дюжины пациентов, штат из 4-6 священнослужителей и несколько слуг. Согласно уставу больницы, в неё не принимали беременных женщин, прокажённых, раненных, душевнобольных.

Что же за люди похоронены на кладбище?

-2

Выяснилось, что погребенные не принадлежали к единому социальному классу, а включали несколько разнородных групп, в том числе детей-сирот, больных разных категорий и даже учёных. Выделяется группа так называемых «стыдливых бедняков» - людей, когда-то живших благополучно, но переживших тяжёлые времена: болезнь или другие обстоятельства, мешавшие работать, потерю супруга, родителей или ребенка-кормильца. Во всех случаях выбор был простой: голодная смерть или, если очень повезёт, благотворительное учреждение.

На кладбище отсутствуют совсем маленькие дети; подавляющее большинство погребенных – взрослые, 60% мужчин и 40% женщин. При этом значительная их часть умерла в молодом возрасте. В сравнении с другими средневековыми кладбищами, у этих людей относительно низкий уровень травматизма, однако у многих явно было тяжёлое детство и часто встречаются признаки туберкулёза. Значительная часть «туберкулёзников» умерла в возрасте от 18 до 25 лет. Описана, например, женщина ростом 150 см с очень крепкими плечевыми костями, видимо, занимавшаяся всю жизнь тяжёлым физическим трудом. Она умерла, не дожив до 25 лет, от туберкулёза позвоночника и таза.

При этом, судя по изотопному анализу, многие в конце жизни питались хуже, чем в детстве.

Почти у всех невзрослых индивидов имеются признаки анемии, а также перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Около трети из них имеют поражения ребер, указывающие на хронические респираторные заболевания. По-видимому, эти молодые люди переживали самые тяжелые лишения. Многие, а возможно, даже большинство жителей средневековых английских городов принадлежали к работающей бедноте, выполняли тяжелую, а иногда и опасную работу. Вероятно, они питались самыми дешевыми продуктами, и любая болезнь, травма, потеря работы или повышение цен грозили им голодом. Но ниже этих бедняков, похоже, существовал еще один слой: «потомственные бедняки», которые независимо от того, работали они или нет, страдали от нужды как обычного повседневного состояния. Некоторые из погребенных молодых людей, вероятно, относились к этому слою. Это самые низкорослые люди из всех похороненных на средневековых кладбищах Кембриджа.

В дополнение к наследию тяжелого детства – низкому содержанию изотопов углерода и азота в дентине, маленькому росту, гипоплазии эмали и другим признакам физиологического стресса – у многих людей присутствуют признаки интенсивного физического труда.

Например, погребенная PSN331/Burial 900, женщина ростом 151 см, умершая в возрасте от 46 до 59 лет, обладает самыми мощными плечевыми костями среди всех людей в выборке. Женщина поднимала и переносила тяжести, пока что-то, возможно, инфекция стопы, не помешало ей трудиться.

Мария умерла в возрасте около 20 лет. Её рост всего 148 см. https://www.aftertheplague.org/psn-90-maria
Мария умерла в возрасте около 20 лет. Её рост всего 148 см. https://www.aftertheplague.org/psn-90-maria

Изотопный анализ выявил как минимум 3 человека, прибывших в больницу издалека. Одна из них – молодая женщина (18–25 лет), которая провела детство в Уэльсе, Шотландии, Норвегии, Бретани, центральной Франции или за ее пределами. У женщины обнаружено генетическое сходство с голландским и скандинавским населением. Второй приезжий - молодой мужчина (18–25 лет), прибывший либо из-за границы, либо из западного Уэльса, Камбрии или высокогорных районов Шотландии. Возможно, эти двое приехали в Кембридж для торговли, но неожиданно умерли и поэтому попали на больничное кладбище.

Третий «иногородний», по-видимому, был учёным. Надо сказать, что 10 мужских скелетов, предположительно, принадлежали университетским ученым. Специалисты сделали такой вывод на основании симметрии костей их рук: эти люди, в отличие от большинства других молодых мужчин с кладбища, никогда не выполняли тяжелую работу. При этом у них было приличное детство, они не отличались очень слабым здоровьем, относительно хорошо питались; большинство дожило до 35 лет. Известно, что поддержка «бедных учёных» из Кемрбиджа, оказавшихся в тяжёлом положении, была одной из миссий больницы.

Герои проекта  "После чумы".
Герои проекта "После чумы".

Авторы исследования запустили веб-сайт «После чумы», посвященный историям нескольких людей, чьи биографии ученые узнали благодаря исследованию.

Среди таких персонажей – коренастый темноволосый мужчина с условным именем Уат: в детстве хорошо питался, пережил несколько волн Черной смерти, но настали тяжелые времена, питание ухудшилось, в том числе, возможно, из-за потери зубов. Незадолго до смерти Уат сломал позвоночник, три ребра на левом боку и повредил ладонь правой руки, скорее всего, при падении. Был одним из самых слабых людей в популяции. Умер от рака, поразившего его таз, позвоночник, череп и другие кости, в возрасте около 60 лет.

Так художник изобразил Уата.
Так художник изобразил Уата.

А вот Марджери. Пожилая женщина крепкого телосложения, голубоглазая, со светлыми волосами, её рост 162 см. В зрелом возрасте она сломала два правых ребра. К моменту смерти у неё были очень плохие зубы. Страдала от серьезной инфекции позвоночника. История, которую рассказывает её скелет, очень грустна: разрушение зубов, остеоартрит, повреждение спины. В то же время надо понимать, что для средневекового человека это означало успех: мы видим закаленную шрамами женщину, дожившую, в отличие от многих, до зрелого возраста.

Реконструкция лица Марджери. Автор реконструкции: Dr. Hayley Mickleburgh
Реконструкция лица Марджери. Автор реконструкции: Dr. Hayley Mickleburgh

А вот маленький Джанкин, ему не так повезло. Родился в отдаленном районе к северу от Кемрбиджа, рос очень медленно, обладал тонкими, хрупким костями, страдал от анемии, хотя питался хорошо. У него была хроническая инфекция левого колена, постоянные головные боли из-за мозговой инфекции. Умер в 3-4 года от менингита, туберкулеза или сепсиса. Типичная история примерно для половины всех родившихся детей в ту эпоху.

А это маленький Джанкин.
А это маленький Джанкин.

Рекомендуем почитать и другие истории с сайта (на английском). Не знаю, как вас, а меня трогает до глубины души.

Автор текста — Александр Соколов. Источники.

🗿 Интересна археология? Поддержите нас на Sponsr.ru и смотрите новый цикл лекций Павла Колосницына "Как работает археология?": https://sponsr.ru/antropogenezru

Вам также может быть интересно: