Развитие искусственного интеллекта, кризисные явления на рынках, эйджизм – все эти факторы влияют на структуру занятости и рынок труда. Под ударом оказывают «белые воротнички», которые не успели «перестроиться» под новые условия. И здесь нередко возникают те болевые точки, преодоление которых связано, в том числе, с пересмотром методологии образования профессионалов, возраст которых перевалил за 40 лет. Чтобы оставаться на плаву им приходиться обучаться новому с возрастающей скоростью. Конкурировать с молодыми за место под солнцем….
Но с возрастом серьезно снижается ресурсный потенциал человека, его способности к адаптации и энергия. Поэтому профессионалы в возрасте должны получать квалифицированную поддержку, проходить специальные программы переобучения и развития. Необходимость управления карьерой в этом случае не менее значима для работника, чем для начинающего специалиста.
Но внимание на эти вопросы государства не сфокусировано, потому что государственная политика нацелена по большей части на решение проблем занятости массового персонала и обеспечивает социальную поддержку безработных. Что касается занятости «белых воротничков» возможности государственной поддержки здесь сильно ограничены.
Бизнес-образование во многом позволяет закрыть существующие лакуны в этих вопросах, но не полностью. Во-первых, оно требует значительных финансовых ресурсов, во-вторых, бизнес-образование позволяет передать сумму неких знаний и даже внушить небывалый энтузиазм по поводу профессионального развития, однако знания не могут заменить конкретные навыки. И вот здесь не все так просто. На мой взгляд, чтобы взрослый человек приобрел какие-то значимые и новые навыки, востребованные сегодня на рынке, например, умение работать с AI-системами, анализ больших данных, программирование, интернет-маркетинг, необходима и психологическая поддержка со стороны коучей, которые будут вести своих подопечных сквозь сомнения и помогать справиться с так называемым "синдромом самозванца", который сопровождает всех новичков в той или иной профессиональной сфере.....(продолжение следует)