Найти в Дзене
Men Today

Неизвестные катастрофы: 5 серьезных ЧП, о которых в СССР предпочитали не говорить

Оглавление

В Советском Союзе не было интернета, так что промолчать о какой-то катастрофе было легко. СМИ очень часто не писали ни об авариях на крупных предприятиях, ни о природных катаклизмах. И только в наше время кое-какие секреты начинают всплывать.

1. Взрыв ракеты на Байконуре
1. Взрыв ракеты на Байконуре
-2

Это случилось в октябре 1960 года. На космодроме взорвалась новая межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. Председатель испытательной комиссии главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), маршал артиллерии Митрофан Неделин хотел провести запуск к годовщине Октябрьской революции. Потому спешка обернулась нарушениями в технике безопасности.

Проблема заключалась в изоляции проводов, некоторые оголились. Когда маршал узнал о проблеме после предварительных испытаний, он отказался откладывать запуск ракеты, приказав все исправить на старте. Но именно это и подвело. Взрыв ракетного топлива в баках первой ступени произошел из-за того, что топливная система была негерметична.

Во время запуска ракеты Неделин сидел в 17 метрах от ракеты. По разным данным скончались от ожогов во время взрыва от 92 до 126 человек, среди которых был и главнокомандующий РВСН. Но информацию о взрыве была засекречена, а СМИ сообщили, что маршал «трагически погиб в авиационной катастрофе».

2. Кыштымская авария

-3

29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40, неподалеку от поселка Кыштым, произошел взрыв. Причиной послужила поломка системы охлаждения, в результате чего рванула емкость с радиоактивными отходами объемом 30 литров. 160-тонное бетонное перекрытие метровой толщины просто отлетело в сторону. Радиоактивное облако диаметром в почти 400 км с мощностью излучения 20 млн кюри поднялось в воздух.

Радиоактивная пыль охватила территорию в 23 тыс. км. На ней проживали 270 тысяч человек. Последствия взрыва отразились на Челябинской, Свердловской и Тюменской областях. Ликвидировали аварию сотни тысяч человек, но больше всего не повезло жителям близлежащих поселков, их выселили, а личные вещи и дома уничтожили. О кыштымской аварии написали только спустя 30 лет.

3. Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом

-4

В июне 1983 года теплоход, который совершал рейс из Ростова-на-Дону в Москву, на реке Волге на полном ходу врезался в пролет Ульяновского моста. Причиной стала ошибка штурмана, который направил судно не в тот пролет, не предназначенный для кораблей. Команду с берега предупреждали о вероятности столкновения.

Большая часть пассажиров в этот момент находилась на верхней палубе, они смотрели кинокартину. Практически все они погибли: их раздавило перекрытием моста, как и капитанскую рубку. Официальные данные говорили о 176 погибших, но эксперты уверяли, что в тот день жертв было больше. К тому же в момент столкновения судна с мостом по нему проходил товарный железнодорожный состав, который также рухнул на судно.

«Для нас раскрыли все неприкосновенные запасы лекарств. Медперсоналу требовалось огромное мужество, чтобы выдержать физические и психологические нагрузки: больные кричали, искали родственников, мать потеряла дочь. У многих были психические расстройства...», — так вспоминал о том дне заведующий травматологией Алексей Чулков.

4. Куреневка

-5

В 1961 году на Украине произошла Куреневская трагедия. В Бабий Яр, где в Великую Отечественную фашисты расстреливали евреев, решили залить отходы (пульпу) соседних кирпичных заводов. Стройки шли по всей республике, по всему Союзу, так что кирпичи производили и день, и ночь. Но глинистую массу надо было куда-то утилизировать. Поначалу думали свозить пульпу в пойму Днепра, но потом от этой идеи отказались.

10 лет в Бабий Яр сливались отходы, и вот земляная дамба пришла в аварийное состояние. И 13 марта 1961 года ее прорвало. Селевой поток шириной в 20 метров и высотой около 14 метров ринулся вниз. В результате катастрофы погибло более 150 жителей Куреневского района. Но неофициальные данные сообщали о цифре в 1,5 тысяч человек. Трагедию быстро засекретили, а для найденных потом трупов, которых выкапывали из-под селевых завалов, придумывали самые разные причины смерти.

5. Взрыв под Уфой

-6

В 1989 году под Уфой произошел мощный взрыв углеводородов, причина — утечка на проходившем вдоль железной дороги трубопроводе. Газовое озеро из-за аварии образовалось в низине на перегоне Аша—Улу-Теляк. Оно воспламенилось в тот момент, когда навстречу друг другу шли два поезда — из Адлера и Новосибирска.

За 3 часа до катастрофы дежурный увидел, что приборы показывают падение давления в трубопроводе. Но выяснять причину этого он не стал, персонал просто увеличил подачу газа, чтобы восстановить давление.

«Мама выкинула нас (детей) отцу в окно, было очень высоко — и так мы выбрались. Было очень холодно, ноги прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки были обожжены, закутала меня, и мы шли несколько километров по рельсам, по мосту, по которому ездят только поезда, было ужасно темно», — так описывали тот день очевидцы, пострадавшие с трагедии.

11 вагонов взрыв сбросил с путей, 7 сгорели дотла. Погибло 645 человек, в том числе и юниорская сборная по хоккею «Трактор-73». Больше 600 человек стали инвалидами.