Найти в Дзене
Клуб Отечественной истории

12-й механизированный корпус геройски воевал в июне 1941 года

Здравствуйте! Продолжаю свой рассказ о действиях 12-го механизированного корпуса в начале Великой Отечественной войны. Ссылка на первую часть будет в конце статьи. В прошлый раз мы остановились с Вами о том, что командир корпуса генерал-майор Шестопалов поздним вечером 22 июня 1941 года получил приказ о переходе в наступление утром следующего дня. На главном фото Иван Данилович Черняховский (на момент событий, командир 28-й танковой дивизии) 28-я танковая дивизия полковника Черняховского опоздала к выходу на рубеж на 6 часов (подошли только к 10 утра), абсолютно не имея горючего. 23-я танковая дивизия полковника Орленко увязла в боях совместно с 90-й стрелковой дивизией полковника Голубева. Если в первый день войны, потерь от авиации удалось избежать, то 23 июня 23-я ТД потеряла 17 танков, а 28-я – аж 27. Командующий фронтом генерал-полковник Кузнецов отправил в 12-й механизированный корпус начальника автобронетанкового управления фронтом полковника Полубоярова, который доложил, что пе

Здравствуйте! Продолжаю свой рассказ о действиях 12-го механизированного корпуса в начале Великой Отечественной войны. Ссылка на первую часть будет в конце статьи. В прошлый раз мы остановились с Вами о том, что командир корпуса генерал-майор Шестопалов поздним вечером 22 июня 1941 года получил приказ о переходе в наступление утром следующего дня. На главном фото Иван Данилович Черняховский (на момент событий, командир 28-й танковой дивизии)

28-я танковая дивизия полковника Черняховского опоздала к выходу на рубеж на 6 часов (подошли только к 10 утра), абсолютно не имея горючего. 23-я танковая дивизия полковника Орленко увязла в боях совместно с 90-й стрелковой дивизией полковника Голубева. Если в первый день войны, потерь от авиации удалось избежать, то 23 июня 23-я ТД потеряла 17 танков, а 28-я – аж 27. Командующий фронтом генерал-полковник Кузнецов отправил в 12-й механизированный корпус начальника автобронетанкового управления фронтом полковника Полубоярова, который доложил, что переход в 4 часа утра невозможен и отложил его на 11:00. Замечу, что и это время оказалось нереальным. Напомню, горючего у Черняховского не осталось, а до складов было 190 километров. Авиация противника уничтожала всё, что следовало из Риги к советским танкистам (помощь пытались оказать). Часть необходимого горючего доставили только к 14:00.

Только в 23:00 28-я танковая дивизия смогла вступить в бой, при этом отбросили гитлеровцев на 5-6 километров, уничтожив 14 танков, 13 орудий и до батальона пехоты. В бою погиб заместитель командира 55-го танкового полка майор Попов (Герой Советского Союза посмертно), два командира батальона, потеряно 13 танков.

-2

Вышедшая наконец-то на марш 23-я ТД полковника Орленко подверглась атаке 61-й пехотной дивизии Вермахта. 45-й танковый полк майора Тихонечко к 22 часам 23 июня 1941 года отбросил противника и обратил его в бегство (потеряно 13 танков).

Что же делала 202-я моторизованная дивизия полковника Горбачева. Она продолжала удерживать рубеж Кряжай, Кельме, под непрерывными атаками гитлеровцев. О ее переходе в наступление не могло быть и речи. 10-й мотоциклетный полк был выведен в резерв командующего 8-й армией. Командование фронтом осталось недовольным действиями корпуса, несмотря на относительный успех. По-моему мнению, в тех условиях большего сделать было трудно.

В 13 часов дня 24 июня 1941 года командиры 3-го (генерал Куркин) и 12-го механизированных корпусов получили приказ:

Наступайте на Ляоляй. Там сто танков противника стоят, по-видимому, без горючего. На фронте Кряжяй, Кельне — наступление пехоты, конницы, танков. Частью сил ликвидируйте». Генерал-майор Шестопалов направил в указанный район один танковый полк. Танкисты совершили 10-ти километровый марш, но вместо противника встретили там свои войска.
-3

Только к вечеру стало окончательно ясно, что имеющимися двумя мехкорпусами разбить 4-ю танковую группу Вермахта невозможно. Было принято решение отвести войска 8-й армии на рубеж реки Вента. Прикрывать отход должны были танковые дивизии Орленко и Черняховского. Только вот опять подвела связь. Генерал Шестопалов приказа не получил, и направил свои обе танковые дивизии в наступление утром 25 июня 1941 года в районе Шауляя.

В 28 танковой дивизии оставалось 128 танков (все БТ), этими силами Черняховский перешел в наступление в направлении Карленай, Полугус. В районе Пашиле наткнулись на мощный огонь противотанковой артиллерии противника. Танкистам удалось пробиться и разгромить колонну моторизованного полка гитлеровцев. Бой продолжался примерно 4 часа. Удалось уничтожить 3 тяжелых, 14 противотанковых орудия, до двух батальонов пехоты, при этом захватили 12 орудий гитлеровцев. Главное – полностью нарушили движение немцев по шоссе. Сами потеряли 48 танков.

-4

23-я танковая дивизия также вела ожесточенный бой, но пробиться не смогла. Нанесли большие потери противнику, но и самим дорого стоил этот бой. Так погиб командир 23-го мотострелкового полка, его заместитель и командир батальона. Замечу, что основные потери понесли от бомбардировщиков противника. Вечером отошли в лес. Атака была прекращена по приказу полковника Орленко.

Фактически приказ о наступлении 23 июня 1941 года был не выполнен, но был ли он выполним. Для меня, очевидно, что нет. Дрались очень результативно, против превосходящих сил противника. У немцев отлично было налажено взаимодействие: танки, артиллерия, мотопехота, авиация действовали очень слажено. Наши войска в то время, этим похвастаться не могли. При этом дивизии 12-го мехкорпуса здорово потрепали врага и как минимум сдержали его наступление.

Благодарю Вас за внимание! Скоро продолжим.

Цикл «Механизированные корпуса» - здесь.

Первая часть о 12-м МК – здесь.

Колесников Василий Григорьевич ©.