Найти тему
История без мифологии

Кто виноват в гибели "Ленина"? (Часть 1)

Пароход "Ленин" после модернизации.
Пароход "Ленин" после модернизации.

Как вы догадываетесь, речь идет не о самом Владимире Ильиче, а о пароходе, его имя носившем. Вечером 24 июля из Одессы вышел конвой в составе транспорта "Ленин", теплохода "Ворошилов", военизированного судна "Березина" и двух шаланд. Головным шел "Ленин" (капитан Иван Семенович Борисенко). Фамилия капитана знакомая. Откуда?

"В честь прибытия «Зырянина» в Барселоне началась 200-тысячная демонстрация представителей всех организаций трудящихся каталонской столицы. Затем состоялся митинг интернациональной дружбы народов Испанской республики и Советского Союза, в котором приняли участие 30 тысяч барселонцев и экипаж советского парохода. На митинге с ответом на приветственные речи представителей испанских трудящихся выступили генеральный консул СССР в Барселоне В. А. Антонов-Овсеенко, капитан судна И. С. Борисенко, который тепло поблагодарил жителей героической Барселоны за братскую встречу посланцев Советской страны и передал им пожелания скорейшей победы над фашистами".

Да, это тот самый И.С.Борисенко, который привел "Зырянина" в Испанию. Но их было два брата: Иван и Леонтий (и оба в разное время были капитанами "Зырянина"). Леонтий Семенович был капитаном "Зырянина", в тот период, когда "Зырянина" с грузом зерна, следовавшего в Марсель, захватили франкисты. Но это отдельная история.

Отметим лишь, что капитан "Ленина" за Испанию был награжден орденом... Ленина. Важно ли это? Возможно, да. "Ленин" нес на борту четыре 45-мм орудия. А что с остальными судами конвоя?

"Березина"

Вооружения на ней на тот момент не было. По размерам она была похожа на "Ленин (длина 104,43 м, ширина - 14,28 м, осадка - 8,55 м). Английский грузовой пароход "War Highway" был заложен на судоверфи North Dock фирмой John Blumer & Co., (Сандерленд, Великобритания) как стандартное судно типа "C" (строительный №246). Спущен на воду 13.03.1918 г., окончен постройкой 03.05.1918 г. и передан заказчику F. & W. Ritson (Лондон).

В 1919 г. переименован в "Seatonia", владелец Hessler & Co., Вест Хартлпул. В 1927 году получил наименование "Bracondale", владелец - Murrell S.S. Co. Ltd., Вест Хартлпул.

В 1934 г. судно приобретено СССР для ГП Балтийское морское пароходство ММФ СССР и переименовано в "Березина". В 1938 г. пароход перешел на Черное море, и его включили в состав Черноморского государственного морского пароходства, порт приписки - Одесса. После прихода на Черное море он в 1940 г. с грузами ходил в Констанцу.

С 18.04.1942 г. по 16.09.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна.

В 1950 г. передан Румынии, Sovromtransport (Констанца) и под названием "Berezina", а с 1962 г. - "Eforie", он находился в эксплуатации до 1975 г. Сообщалось о разделке судна на металл в 1978 г., однако в 2005 г. корпус еще сохранялся в р-не г. Брэила (Румыния).

"Ворошилов"

Этот теплоход был больше "Армении"

-2

Размерения: длина - 115,5 м, ширина - 15,9 м, осадка - 8,2 м.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Силовая установка: дизельная, 2640 эфф.л.с. (695 н.л.с.), 2 винта.
Полная вместимость: 3908 брт (дедвейт 5910 т).

Грузовой теплоход "Tramore" был заложен на судоверфи Furness Shipbuilding Co. Ltd. (Хавертон Хилл, Великобритания), строительный №32, по заказу Johnston Line Ltd. Спущен на воду 10.09.1923 г, окончен постройкой в мае 1924 г.

В 1925 г. судно продали компании Prince Line, Ltd., с переименованием в "Brazilian Prince".

Приобретен СССР в 1933 г. и 11.03.1933 г. был включен под названием "Ворошлов" в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота, получил одесскую приписку, и был по тому времени одним из крупнейших судов пароходства. Впоследствии вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. Возглавлял экипаж опытнейший капитан Александр Федорович Шанцберг. Сын латышского батрака, активный участник восстановления флота, он водил крупнотоннажные суда и охотно передавал свой богатый опыт молодым. За безупречную службу был награжден почетной грамотой Наркомата водного транспорта, значком «Лучший капитан СССР». Но в 1935 году на теплоходе во время ремонтных работ взорвался вспомогательный котел погибла вся вахта во главе со 2-м механиком Михайловым.

Ледокол «Ермак» отбуксировал «Ворошилов» в Ленинград на ремонт. После ремонта судно продолжало перевозить грузы.

В ночь на 16 мая 1941 года на траверзе Сочи теплоход «Анри Барбюс» столкнулся с «Ворошиловым». Через 4 минуты «Барбюс» затонул. Показательный суд, состоявшийся во Дворце культуры моряков, вынес решение о полной невиновности экипажа т/х «Ворошилов», и вся ответственность за случившееся была возложена на «Анри Барбюс».

Из-за повреждений, полученных при столкновении, в том числе повреждений винто-рулевой группы, «Ворошилов» был поставлен на ремонт на Одесский судоремонтный завод им. Андрэ Марти, где его и застало 22 июня 1941 г. На нем были установлены четыре 45-мм орудия 21К и два пулемета. Кстати, ради интереса, на "Ворошилове" служили и испанцы (реальные испанцы, без кавычек, их было 4 человека,).

Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки.

Нас же интересует конкретный рейс. В ночь на 24 июля без швартовных и ходовых испытаний т/х «Ворошилов», груженный оборудованием джутовой фабрики, приняв на борт около 2,1 тысяч эвакуированных при одном работающем главном двигателе, ушел в свой первый военный рейс. Вернее как... На момент выхода работали оба двигателя, потом...

Биография теплохода очень богатая, потому о нем потом рассказ отдельный.

Конвой следовал в Ак-Мечеть, сопровождая шаланды, которые встали под выгрузку. По прибытии в Ак‑Мечеть (ныне Черноморское, Крым) на борт поднялся лоцман лейтенант Иван Свистун. Ну, как, лоцман...

И.И.Свистун (еще курсант)
И.И.Свистун (еще курсант)

Молодой офицер-гидрограф, незадолго до описываемых событий закончивший ВВМУ им. Фрунзе. Он, по сути, не был лоцманом, он был офицером, имевшим доступ к запечатанному пакету с картой минных полей. В статье по данному вопросу указывается:

"... сразу обнаружил, что почти вся навигационная техника "Ленина" — эхолот и оба лага — неисправна. К тому же во время стоянки в Одессе недалеко от магнитного компаса было установлено зенитное орудие, но компас после этого заново не выверяли. Наконец, лоцман не имел прямой связи с оперативным дежурным ЧФ, контакты по радио предстояло поддерживать через военные корабли". Не знаю, достоверна ли эта информация, документального подтверждения я пока не нашел.

Принципиально ли это? (Посмотрим в следующей статье)

История
388,6K интересуются