Найти тему
Международная панорама

Противоречивая палестинская политика: идёт ли ХАМАС по пути, проложенному ООП?

Оглавление

Испанский философ Джордж Сантаяна не имел в виду Палестину, когда придумал фразу «история повторяется».

Тем не менее, максима Сантаяны может быть применима к ХАМАС, если сравнивать политическую эволюцию группировки с 16-летним мучительным путём, который прошла Организация освобождения Палестины (ООП) от признания Израилем и его западными союзниками террористической организации до создания Палестинской автономии на оккупированной Израилем палестинской земле.

Разумеется, нет никакой гарантии, что ХАМАС последует примеру ООП, сдавшей свои позиции после загадочной смерти пламенного Ясира Арафата, и в конечном итоге признает Израиль и откажется от вооруженной борьбы.

Более того, нынешнее представление ХАМАС о реальной политике далеко не соответствует тому, что могло бы сделать его приемлемой для Запада и заслуживающей его доверия стороной в переговорах по разрешению израильско-палестинского конфликта.

Несмотря на это, параллели между ООП и политической эволюцией ХАМАС заслуживают внимания.

ООП вступила на путь признания Израиля и отказа от вооруженной борьбы в 1974 году, опубликовав первое в истории прямое обращение к израильтянам в виде рекламы в ведущей израильской газете «Едиот Ахранот» Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) во главе с его лидером Наифом Хаватме.

ООП отказалась обратиться к израильтянам непосредственно перед публикацией, поскольку это означало бы признание еврейского государства.

Новаторская пропаганда ДФОП взаимодействия Палестины с Израилем и признания еврейского государства в рамках одобрения ООП решения израильско-палестинского конфликта на основе двух государств не остановила военизированное крыло группы, базирующееся в основном в секторе Газа, — Бригады национального сопротивления от участия в нападении ХАМАС на Израиль 7 октября.

Бригады заявили, что потеряли трех истребителей в бою с израильскими военными. В заявлении говорится, что они вступили в бой с израильскими силами в городах Кфар-Аза, Беери и Киссуфим.

Публикация обращения Хаватме была согласована американским активистом и журналистом Полом Джейкобсом в рамках инициативы, которая включала бы переговоры, организованные тогдашним президентом Туниса Хабибом Бургибой между ООП и двумя видными израильскими политиками, Арье Элиавом, членом парламента и бывшим генеральный секретарь тогдашней правящей Лейбористской партии, и Ицхаком Бен-Аароном, главой Гистадрута, национального профсоюза Израиля, который был тесно связан с Лейбористской партией.

План был сорван через несколько месяцев после объявления, когда боевики ДФОП напали на школу для девочек в Маалоте. Они взяли в заложники 115 человек и убили 31, в том числе 25 школьниц.

ДФОП атаковал Маалот, чтобы восстановить свой авторитет среди палестинцев, после того как его подвергли резкой критике за сомнительное сотрудничество с израильтянами.

Нападение на Маалот затмило значение первых официальных шагов ООП по принятию решения о создании двух государств через месяц после инцидента.

Парламент ООП, Палестинский национальный совет, на заседании в Каире принял программу из 10 пунктов, которая призывала к «созданию народной независимой боевой национальной власти на каждой частью освобожденной палестинской территории».

Три года спустя Совет одобрил право палестинцев «создать собственное независимое национальное государство на своей национальной земле».

Впервые ООП подчеркнула «важность связи и координации с еврейскими прогрессивными и демократическими силами внутри и за пределами оккупированной родины».

ООП потребовалось еще 10 лет, чтобы однозначно признать Израиль и объявить о прекращении его вооруженной борьбы.

Аналогичным образом, ХАМАС принял обновленную хартию в 2017 году, которая значительно отличалась от ее основополагающего документа 1988 года, но была столь же двусмысленной и двойственной, как и заявления ООП в 1970-х годах.

Первоначальная хартия Хамаса от 1988 года призывала к убийству евреев, основываясь на высказывании, приписываемом пророку Мухаммеду. В своём новом уставе ХАМАС отказался от призыва убивать евреев.

Хартия 1988 года также настаивала на создании палестинского государства на всей исторической территории Палестины, которое заменило бы Государство Израиль.

Примечательно, что ХАМАС принял свою первую хартию за несколько месяцев до того, как лидер ООП Ясир Арафат признал Израиль.

Пересмотренная хартия ХАМАС по-прежнему призывает к замене Израиля палестинским государством на всей исторической территории Палестины, но допускает создание палестинского государства рядом с Израилем в качестве промежуточного шага, при условии, что это не предполагает признания еврейского государства. Вместо этого Хартия выступает за долгосрочное прекращение огня, которое де-факто признало бы существование Израиля.

Потенциал ХАМАС в том, чтобы следовать по пути ООП, усложняется тем, что группа отвергает структуру переговоров между Израилем и США, которая требует признания Израиля и отказа от вооруженной борьбы в качестве предварительного условия, а не результата переговоров, который был принят Арафатом.

На основании провала подхода ООП и Соглашений Осло 1993 года о создании независимого палестинского государства рядом с Израилем ХАМАС пришел к совершенно верному выводу, что предварительные уступки палестинцев контрпродуктивны.

Нападение ХАМАС на Израиль 7 октября гарантирует, что любая роль ХАМАС или его потенциального преемника в будущих переговорах должна будет основываться на израильско-американских рамках. Это снижает вероятность того, что ХАМАС или его преемник могут пойти по стопам ООП.

Несмотря на это, еще не решено, сохранит ли ХАМАС или его возможный преемник способность спойлерить ситуацию.

Независимо от того, примет ли ХАМАС модель ООП, палестинская умеренность оказалась мучительным процессом. Часто придерживается принципа «два шага вперед, один шаг назад».

Конечно, решение ХАМАС произвольно убивать или похищать кого-либо, еврея или нееврея, во время нападения 7 октября, а не только нападать на израильский военный персонал и объекты, является, с точки зрения Запада, огромным шагом назад, который принес невообразимые страдания палестинцев, что не должно освободить Израиль от ответственности за ведение войны в Газе.

Пока еще не решено, на кого палестинцы возложат ответственность за резню в Газе - на Израиль или на ХАМАС.

Несмотря на это, становится все более очевидным, что Израиль вряд ли сотрет ХАМАС с лица земли. Даже если ХАМАС будет уничтожен, его справедливая философия сохранится и, возможно, воплотится в преемнике.

Спустя более 30 лет после того, как Арафат признал Израиль и отказался от вооруженной борьбы, и через три десятилетия после заключения Соглашений Осло, становится очевидным, что палестинская умеренность является хрупким процессом, который нуждается в поддержке.

Акцент Израиля на кнуте, а не на прянике в сочетании с палестинской администрацией и неспособностью ХАМАС обеспечить хорошее управление и эффективное руководство создали среду для зарождающегося вооруженного сопротивления на Западном Берегу, нападения ХАМАС на Израиль 7 октября и участия ДФОП в этой атаке.

Путь к решению лежит через уменьшение количества израильских кнутов и увеличение количества израильских пряников. Он заключается в расширении прав и возможностей палестинцев, а не в их подрыве. Его суть заключается в поощрении умеренности палестинцев, а не в препятствовании ей.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».