Найти в Дзене

Один день, один танк, одна дивизия

Вырисовывается буквально Нолановская завязка. Вы же смотрели "Дюнкерк"? Если нет, то рекомендую, на канале в будущем будет обзор фильма. В статье речь о событии, про которое слышали только отдельные любители истории, хотя для шикарного массового фильма есть все! Можно брать и снимать без "я художник, я так вижу" и "Основано на реальных событиях". Вечером 23 июня, недалеко от литовского города Расейняй, появился одиночный танк КВ-1. Передвигаясь в направлении дороги, соединяющей Расейняй и Шилуву, танк остановился. Он занял стратегически выгодное положение, блокируя ключевой участок дороги, проходящей через болотистую местность. Фактически, танк стал непроходимым барьером, заставляя любого, кто хотел проехать, делать обход. Почему танк стал посреди дороги? Этого достоверно уже никто не скажет. Может быть, консилось горючее. Может быть, командир заблудился на местности и отстал от своего мехкорпуса, а наиболее вероятна просто мелкая поломка, исправить которую было невозможно. Маслопровод
Оглавление

Вырисовывается буквально Нолановская завязка. Вы же смотрели "Дюнкерк"? Если нет, то рекомендую, на канале в будущем будет обзор фильма. В статье речь о событии, про которое слышали только отдельные любители истории, хотя для шикарного массового фильма есть все! Можно брать и снимать без "я художник, я так вижу" и "Основано на реальных событиях".

Вечером 23 июня, недалеко от литовского города Расейняй, появился одиночный танк КВ-1. Передвигаясь в направлении дороги, соединяющей Расейняй и Шилуву, танк остановился. Он занял стратегически выгодное положение, блокируя ключевой участок дороги, проходящей через болотистую местность. Фактически, танк стал непроходимым барьером, заставляя любого, кто хотел проехать, делать обход.

Почему танк стал посреди дороги?

Этого достоверно уже никто не скажет. Может быть, консилось горючее. Может быть, командир заблудился на местности и отстал от своего мехкорпуса, а наиболее вероятна просто мелкая поломка, исправить которую было невозможно. Маслопроводы, воздушные фильтры, главный фрикцион и еще куча неисправностей, из-за которых у немцев появились роскошные фотографии брошенных на обочине новеньких стальных богатырей. Все эти причины, увы, были данностью лета 41-го.

Вместо того чтобы покинуть машину и отправиться на восток, как это делали многие другие, экипаж решил остаться на своем месте. Никто не покинул свой пост. Утром 24 июня этот танк атаковал двигающуюся по этой дороге немецкую колонну, открыв огонь в упор.

Город на карте
Город на карте

Взрывы и стрельба привлекли к себе внимание немецкого командования. Дорогу нужно было освободить для подвоза подкреплений, боеприпасов и топлива наступающей кампфгруппе, неполной немецкой дивизии. Плюс была потеряна связь между двумя наступающими рядом группами.

Следующие полтора дня с танком воевали противотанковая артиллерия, зенитная и крупнокалиберная артиллерия, авиация и саперы.

КВ, экипаж которого составляет 5-6 человек, «обменял» себя на 12 грузовиков, 4 противотанковые пушки, 1 зенитное орудие, возможно, на несколько танков, а также на несколько десятков убитых немцев. Это само по себе выдающийся результат, учитывая тот факт, что до 1945 года в подавляющем большинстве даже победных боев наши потери оказывались выше немецких. Но это только прямые потери немцев.

"Время пока терпит"

Однако, пожалуй, важнее прямых потерь людей и техники стала потеря немцами времени. Вермахт 22 июня 1941 года на всем Восточном фронте имел всего 17 танковых дивизий, в том числе в 4-й танковой группе 4 танковые дивизии. Одну из них и держал в одиночку КВ. Причем 25 июня 6-я дивизия не могла наступать исключительно по причине наличия в ее тылу единственного танка. Один день промедления одной дивизии очень много в условиях, когда немецкие танковые группы наступали в высоком темпе, разрывая оборону РККА и устраивая ей множество «котлов». Вермахт ведь фактически выполнил задачу, поставленную «Барбароссой», почти полностью уничтожив ту Красную армию, которая противостояла ему летом 41-го. Но из-за таких «казусов», как непредвиденный танк на дороге, сделал это гораздо медленнее и с гораздо большими потерями, чем планировалось.

Схема боя, сделанная Максимом Коломийцем
Схема боя, сделанная Максимом Коломийцем

И все же самое удивительное в этом бою поведение пяти или шести танкистов, имен которых мы полностью не знаем. Они создали немцам больше проблем, чем вся 2-я танковая дивизия, к которой, видимо, КВ и принадлежал. Если дивизия задержала немецкое наступление на один день, то единственный танк на два.

Практически невозможно предположить, что танкисты имели специальное задание перекрыть единственный путь снабжения немецкой группы. Разведка у нас в тот момент просто отсутствовала. Значит, танк оказался на дороге случайно. Командир танка сам понял, какую важнейшую позицию он занял. И сознательно стал ее удерживать. Вряд ли стояние танка на одном месте можно трактовать как отсутствие инициативы, слишком умело действовал экипаж. Наоборот, стояние и было инициативой.

В чем героизм?

Безвылазно просидеть в тесной железной коробке два дня, причем в июньскую жару, само по себе пытка. Если эта коробка к тому же окружена противником, цель которого уничтожить танк вместе с экипажем, для экипажа это уже совершенно невероятное физическое и психологическое напряжение. Причем почти все это время танкисты провели не в бою, а в ожидании боя, что в моральном плане несравненно тяжелее.

Вероятно, именно так выглядел танк
Вероятно, именно так выглядел танк

Несколько боевых эпизодов, в которых они уничтожили колонну грузовиков, разбили противотанковую батарею, ликвидировали зенитное орудие, отражали атаку саперов и провели последний бой с танками, заняли всего лишь немногим более часа. Остальное время члены экипажа танка КВ-1 проводили, пытаясь предвидеть, с какой стороны и каким образом следующая угроза угрозит их.

В первый день они еще могли надеяться на подкрепление, но на второй день, когда свои так и не пришли, а звуки боя у Расейняя утихли, стало очевидно, что металлическая бронированная коробка, в которой они находятся, вскоре станет их общей могилой. Они приняли этот факт как неизбежность и несмотря на это продолжали сражаться. Именно в этом заключается их героизм.