Найти тему

Интервью с художником Сергеем Станиславовичем Белоусовым

Сергей Станиславович Белоусов. Этюды на Петрушиной горе. 2023
Сергей Станиславович Белоусов. Этюды на Петрушиной горе. 2023

В начале ноября в Музее-институте открылась выставка «Мир искусства с Петрушиной горы». Стилистика серебряного века и символизм образа, придуманного Степаном Митусовым. Пастель, масло, Digital-Аrt. Сергей Станиславович Белоусов, член Санкт- Петербургского Союза художников и Международной федерации художников, автор представленных на выставке работ, рассказывает о себе, своём творчестве, новых технологиях, искусстве и, конечно, вдохновении.

- Сергей Станиславович, когда Вы решили стать художником и почему?

- Так получилось...

- Кажется, получилось замечательно! Какие техники привлекают Вас как художника?

- Мне нравится работать в разных техниках – акварель, акрил, масло, Digital Art, художественный текстиль, осваивать новые современные технологии и материалы. Много работаю в технике классической пастели, благодаря участию в грандиозном международном проекте «EUROPASTEL» 2002 г. (автор и организатор проекта Петр Чахотин) созданы серии работ в Италии и Санкт-Петербурге и именно работа в пастели помогла найти свой стиль.

- Как Вы сами могли бы описать свой стиль и то, благодаря чему он сложился?

- «Заполняя пустоту».Стиль сложился при работе на темной бумаге в технике пастель. Ритм и гармония цвета и света – основа этого стиля. В работе маслом по темному холсту вместо мелка пастели работаю мастихином, выкладывая, словно мозаику или витраж.

- Ваша выставка замечательно показывает связь времён и взаимодействует с историей культуры. Был ли у Вас подобный выставочный опыт?

Афиша проекта международного культурного сотрудничества «БЕРЕГА ПАМЯТИ - ОСМЫСЛЕНИЕ РЕГИОНА» (авторы - В. Н. Соколов, С. С. Белоусов)
Афиша проекта международного культурного сотрудничества «БЕРЕГА ПАМЯТИ - ОСМЫСЛЕНИЕ РЕГИОНА» (авторы - В. Н. Соколов, С. С. Белоусов)

- В 1993 году во Владивостоке мы создали Проект международного культурного сотрудничества «БЕРЕГА ПАМЯТИ - ОСМЫСЛЕНИЕ РЕГИОНА» (авторы - В. Н. Соколов, С. С. Белоусов). «Наш проект предполагал освещение с различных профессиональных и культурных точек зрения образа Российского Приморья.» В.Н. Соколов. Итогом проекта стала серия художественных выставок, документальный фильм, экспедиции на раскопки XII веке века (эпоха Чжучрчжэней) , публикации в прессе, выставку посетил Министр культуры России Сидоров Е. Ю.

- Как произошло Ваше знакомство со Степаном Степановичем Митусовым и Петрушиной горой?

После посещения Петрушиной Горы весной 2022 года и создания серии этюдов мне захотелось узнать больше об этом месте на реке Оредеж, первое, что я увидел в интернете, – стихи Степана Степановича Митусова, опубликованные на сайте Музея семьи Рерихов:

- «Когда мой дух усталый стонет

Под небом мрачным Петрограда,

Когда в туманах зимних тонет

Моя любовь, моя отрада,

Когда один в толпе враждебной.

Брожу я с раннего утра,

Надеждой озарит целебной

Меня Петрушина Гора...

Я стал много читать и узнавать об этом удивительно талантливом человеке, его родственниках, друзьях, о его значимой роли в музыкальной культуре Петербурга начала 20 века, об объединении художников «Мир искусства», мне очень близко по духу творчество этих художников, и я очень благодарен судьбе, что она привела меня сначала на Петрушину Гору, а затем и в музей. Я даже не мог предположить тогда, что выставка будет проходить в год 150-летнего Юбилея Николая Константиновича Рериха.

- Чем окрестности Оредежа привлекают Вас как художника и как исследователя?

- Несколько лет назад я писал этюды в Вырице, там тоже протекает Оредеж, и это течение привело меня на Петрушину Гору. Красоту реки Оредеж в стихах и на полотнах воспевали К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской.

Оредеж впервые упоминается в 1240 году в связи с новгородско-орденским конфликтом; происхождение названия неясно, существует версия о водском происхождении названия, означающего «голова коня». А как замечательно сказал про Оредеж Н. Новопольский: «А краски Оредежа! Словно палитра художника: то теснящиеся на противоположном берегу ровные и стройные, как гвардейские солдаты, медноствольные сосны окрашивают воду в ярко-зеленый цвет, то розовеет она, отражая искрящиеся на солнце красные песчано-слюдяные обрывы, то вдруг задымится в зеркале пушистыми облаками в синеве бездонного неба. А вдали, слева, уже натуральный дымок вьется над домиками.”

- Для этой выставки Вы работали в архивах и проводили исследования. В чём они состояли и как помогли раскрыть уже знакомую тему?

- Хотелось узнать больше о Степане Степановиче Митусове, его деятельности, истории его рода и, как следствие, истории семьи Рерихов. Очень благодарен книге воспоминаний его дочери Людмилы Митусовой.

- Не могу не задать вопрос. В названии выставки, так или иначе, упомянут мир искусства? Это завуалированное упоминание, рассмотрение всего нашего мира как предмета искусства или что-то другое?

- Мир искусства – это мир, в котором я и моя семья существует и творит, это и связь с художником Николаем Рерихом и музыкантом Степаном Митусовым, которые возглавляли объединение «Мир искусства» и Императорское общество поощрения художников в здании на Большой Морской, 38. Сейчас в этом здании находится РТОО «Санкт-Петербургский Союз художников», в котором мы состоим.

- На выставке будет представлены не только традиционные формы, но и Digital-Аrt. Как Вы к этому пришли? Чем он Вас привлекает, и какие перспективы в этой области Вы видите?

- Новые технологии предлагают новые возможности и это очень интересно.Например, первые этюды на Петрушиной горе я сделал на IPad Pro с натуры при помощи стилуса, и они пока существуют только виртуально. На компьютере я начал работать с 1992 года и для меня цифровые технологии всего лишь один из инструментов, который помогает решать поставленные творческие задачи.

- Выставка проходит в Музее-институте семьи Рерихов, поэтому следующий вопрос был неизбежен. Какой для Вас Николай Рерих?

- Творчество Николая Рериха всегда было интересно и близко мне. Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

- Занимаетесь ли Вы преподаванием?

- Преподаю в своей студии, академический рисунок, живопись, помогаю подготовиться к поступлению в художественные заведения.

Мастерская Сергея Станиславовича
Мастерская Сергея Станиславовича

- Что на Ваш взгляд самое главное для художника-педагога?

- Умение передать накопленные знания и опыт и не останавливаться в развитии своего мастерства художника.

Копия рисунка Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» на бумаге, сепия, 90х130, Сергей Белоусов
Копия рисунка Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» на бумаге, сепия, 90х130, Сергей Белоусов

- Два года назад я завершил 9 летний труд над созданием рисунка Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» на бумаге, сепия, 90х130 , Бенвенуто Челлини назвал это произведение Леонардо «школой на все времена»

- Говоря о живописи Николая Константиновича, какие его картины Вам ближе и почему?

- Мне ближе пейзажи, горы, т.к. я сам люблю работать на пленэре. Поражают масштабом его театральные работы.

Преображение, 100х200, смешанная техника, новейшие технологии и ручная вышивка, Белоусов С. С., Белоусова Е. П., Белоусов А. С.
Преображение, 100х200, смешанная техника, новейшие технологии и ручная вышивка, Белоусов С. С., Белоусова Е. П., Белоусов А. С.

- Вы и Ваша супруга – художники. Вновь очень близко нашему музею, ведь это музей семьи. А как Вам обоим помогает творчество в работе и повседневной жизни?

- Не только Елена, но и сын Александр - члены Санкт-Петербургского Союза художников, у нас мастерская семьи Белоусовых на Васильевском острове. В Выставочном зале Союза художников с 16 ноября по 3 декабря представлена наша совместная работа 100х200 , «Преображение», (смешанная техника, новейшие технологии и ручная вышивка) на Региональной выставке «Санкт-Петербург». По завершении региональной выставки "Петербург" её рекомендовали на Всероссийскую выставку "Россия XIV" в Москве в 2024 г.

Увидеть Петрушину гору глазами Сергея Станиславовича вы можете на выставке в Музее-Институте семьи Рерихов (18-я линия Васильевского острова) до 28 января 2024

Беседовала М.Шикунова