В начале ноября в Музее-институте открылась выставка «Мир искусства с Петрушиной горы». Стилистика серебряного века и символизм образа, придуманного Степаном Митусовым. Пастель, масло, Digital-Аrt. Сергей Станиславович Белоусов, член Санкт- Петербургского Союза художников и Международной федерации художников, автор представленных на выставке работ, рассказывает о себе, своём творчестве, новых технологиях, искусстве и, конечно, вдохновении.
- Сергей Станиславович, когда Вы решили стать художником и почему?
- Так получилось...
- Кажется, получилось замечательно! Какие техники привлекают Вас как художника?
- Мне нравится работать в разных техниках – акварель, акрил, масло, Digital Art, художественный текстиль, осваивать новые современные технологии и материалы. Много работаю в технике классической пастели, благодаря участию в грандиозном международном проекте «EUROPASTEL» 2002 г. (автор и организатор проекта Петр Чахотин) созданы серии работ в Италии и Санкт-Петербурге и именно работа в пастели помогла найти свой стиль.
- Как Вы сами могли бы описать свой стиль и то, благодаря чему он сложился?
- «Заполняя пустоту».Стиль сложился при работе на темной бумаге в технике пастель. Ритм и гармония цвета и света – основа этого стиля. В работе маслом по темному холсту вместо мелка пастели работаю мастихином, выкладывая, словно мозаику или витраж.
- Ваша выставка замечательно показывает связь времён и взаимодействует с историей культуры. Был ли у Вас подобный выставочный опыт?
- В 1993 году во Владивостоке мы создали Проект международного культурного сотрудничества «БЕРЕГА ПАМЯТИ - ОСМЫСЛЕНИЕ РЕГИОНА» (авторы - В. Н. Соколов, С. С. Белоусов). «Наш проект предполагал освещение с различных профессиональных и культурных точек зрения образа Российского Приморья.» В.Н. Соколов. Итогом проекта стала серия художественных выставок, документальный фильм, экспедиции на раскопки XII веке века (эпоха Чжучрчжэней) , публикации в прессе, выставку посетил Министр культуры России Сидоров Е. Ю.
- Как произошло Ваше знакомство со Степаном Степановичем Митусовым и Петрушиной горой?
После посещения Петрушиной Горы весной 2022 года и создания серии этюдов мне захотелось узнать больше об этом месте на реке Оредеж, первое, что я увидел в интернете, – стихи Степана Степановича Митусова, опубликованные на сайте Музея семьи Рерихов:
- «Когда мой дух усталый стонет
Под небом мрачным Петрограда,
Когда в туманах зимних тонет
Моя любовь, моя отрада,
Когда один в толпе враждебной.
Брожу я с раннего утра,
Надеждой озарит целебной
Меня Петрушина Гора...
Я стал много читать и узнавать об этом удивительно талантливом человеке, его родственниках, друзьях, о его значимой роли в музыкальной культуре Петербурга начала 20 века, об объединении художников «Мир искусства», мне очень близко по духу творчество этих художников, и я очень благодарен судьбе, что она привела меня сначала на Петрушину Гору, а затем и в музей. Я даже не мог предположить тогда, что выставка будет проходить в год 150-летнего Юбилея Николая Константиновича Рериха.
- Чем окрестности Оредежа привлекают Вас как художника и как исследователя?
- Несколько лет назад я писал этюды в Вырице, там тоже протекает Оредеж, и это течение привело меня на Петрушину Гору. Красоту реки Оредеж в стихах и на полотнах воспевали К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской.
Оредеж впервые упоминается в 1240 году в связи с новгородско-орденским конфликтом; происхождение названия неясно, существует версия о водском происхождении названия, означающего «голова коня». А как замечательно сказал про Оредеж Н. Новопольский: «А краски Оредежа! Словно палитра художника: то теснящиеся на противоположном берегу ровные и стройные, как гвардейские солдаты, медноствольные сосны окрашивают воду в ярко-зеленый цвет, то розовеет она, отражая искрящиеся на солнце красные песчано-слюдяные обрывы, то вдруг задымится в зеркале пушистыми облаками в синеве бездонного неба. А вдали, слева, уже натуральный дымок вьется над домиками.”
- Для этой выставки Вы работали в архивах и проводили исследования. В чём они состояли и как помогли раскрыть уже знакомую тему?
- Хотелось узнать больше о Степане Степановиче Митусове, его деятельности, истории его рода и, как следствие, истории семьи Рерихов. Очень благодарен книге воспоминаний его дочери Людмилы Митусовой.
- Не могу не задать вопрос. В названии выставки, так или иначе, упомянут мир искусства? Это завуалированное упоминание, рассмотрение всего нашего мира как предмета искусства или что-то другое?
- Мир искусства – это мир, в котором я и моя семья существует и творит, это и связь с художником Николаем Рерихом и музыкантом Степаном Митусовым, которые возглавляли объединение «Мир искусства» и Императорское общество поощрения художников в здании на Большой Морской, 38. Сейчас в этом здании находится РТОО «Санкт-Петербургский Союз художников», в котором мы состоим.
- На выставке будет представлены не только традиционные формы, но и Digital-Аrt. Как Вы к этому пришли? Чем он Вас привлекает, и какие перспективы в этой области Вы видите?
- Новые технологии предлагают новые возможности и это очень интересно.Например, первые этюды на Петрушиной горе я сделал на IPad Pro с натуры при помощи стилуса, и они пока существуют только виртуально. На компьютере я начал работать с 1992 года и для меня цифровые технологии всего лишь один из инструментов, который помогает решать поставленные творческие задачи.
- Выставка проходит в Музее-институте семьи Рерихов, поэтому следующий вопрос был неизбежен. Какой для Вас Николай Рерих?
- Творчество Николая Рериха всегда было интересно и близко мне. Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
- Занимаетесь ли Вы преподаванием?
- Преподаю в своей студии, академический рисунок, живопись, помогаю подготовиться к поступлению в художественные заведения.
- Что на Ваш взгляд самое главное для художника-педагога?
- Умение передать накопленные знания и опыт и не останавливаться в развитии своего мастерства художника.
- Два года назад я завершил 9 летний труд над созданием рисунка Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» на бумаге, сепия, 90х130 , Бенвенуто Челлини назвал это произведение Леонардо «школой на все времена»
- Говоря о живописи Николая Константиновича, какие его картины Вам ближе и почему?
- Мне ближе пейзажи, горы, т.к. я сам люблю работать на пленэре. Поражают масштабом его театральные работы.
- Вы и Ваша супруга – художники. Вновь очень близко нашему музею, ведь это музей семьи. А как Вам обоим помогает творчество в работе и повседневной жизни?
- Не только Елена, но и сын Александр - члены Санкт-Петербургского Союза художников, у нас мастерская семьи Белоусовых на Васильевском острове. В Выставочном зале Союза художников с 16 ноября по 3 декабря представлена наша совместная работа 100х200 , «Преображение», (смешанная техника, новейшие технологии и ручная вышивка) на Региональной выставке «Санкт-Петербург». По завершении региональной выставки "Петербург" её рекомендовали на Всероссийскую выставку "Россия XIV" в Москве в 2024 г.
Увидеть Петрушину гору глазами Сергея Станиславовича вы можете на выставке в Музее-Институте семьи Рерихов (18-я линия Васильевского острова) до 28 января 2024
Беседовала М.Шикунова