15,2K подписчиков

Когда вымрут гипермаркеты?

7,5K прочитали

Сегодня уже многие понимают, что формат магазинов под названием "гипермаркет" уходит в прошлое.

Это как с динозаврами, наступил момент когда произошло их вымирание, так и у динозавров в мире торговли "гипермаркетов" нет будущего, наступил тот момент, когда они начали вымирать.

Вымирание динозавров. Картинка из открытого источника
Вымирание динозавров. Картинка из открытого источника

История появления формата гипермаркетов

Сначала пару слов откуда появились гипермаркеты. Собственно сам термин придумали в журнале Libre-Service Actualite Жака Пикте в 1968 году для магазинов большей площади в которых продавались одновременно и промтовары и, одновременно, продуктовые товары, с большой бесплатной парковкой рядом.

Этот термин употребили в отношении магазина “Перекресток” (Саrrefour) площадью 2,5 тыс. кв м., с большой парковкой на 450 машин, открытого в пригороде Парижа 1963 году.

Гипермаркет  Carrefour в Дабаи (Dubai), фото автора
Гипермаркет Carrefour в Дабаи (Dubai), фото автора

Это опровергают бельгийцы, которые говорят, что еще в сентябре 1961 года в городе Брюгге открылся магазин Super Grsnd Bazar, площадью 3.3 тыс. кв. м.

Это в свою очередь оспаривают американцы, говоря о том, что какой это в Брюгге гипермаркет, если там парковка была всего на 160 машин. Вот их Wal-Mart, Kmart и Target - совсем другое дело! Это все было у американцев не ранее 1962 года, но мы не проводим историческое расследование, нам это не важно.

Гипермаркет “Уолмарт”, фото из от крытого источник
Гипермаркет “Уолмарт”, фото из от крытого источник

В 60-е годы в западных странах появился спрос от расширяющегося среднего класса концепция большого магазина, где можно было купить всё необходимое от продуктов до одежды и товаров для дома в одном месте, так сказать “под одной крышей” стала популярной. В такой магазин приезжали на машине и покупали все необходимое на неделю и увозили все это домой на своей машине. Вот тогда-то и стали популярны в США пикапы (это шутка).

Сначала это был просто большой склад с разнообразием товаров и большая парковка.

Поскольку большие торговые площади дешевле было приобрести в пригороде, чем в центре городов, нужна была большая парковка, чтобы люди из своих районов проживания могли добраться до такого места. Раз уж добирались на своей машине то и покупали много, на несколько дней, часто сразу на целую неделю.

Потом к гипермаркетам стали пристраивать кинотеатры, кафе, рестораны, фудкорты и другие места, где люди могли задержаться. А, например, в Dubai Mall, площадью 1200 тыс. кв.м, есть огромный аквариум, площадью 11 тыс. кв. м. (сравните с площадью первых гипермаркетов) там есть специальные экскурсии, в акваланге можно поплавать среди 33 тыс. рыб…

Сегодня уже торговый центр “Иран Молл” в Тегеране занимает площадь 317 тыс. кв.м. в Москве ТЦ “Авиапарк”, 390 тыс. кв.м. (торговая площадь 320 тыс.кв.м.) и т.п.

Гипермаркет сети “Глобус”, которая пока “на плаву”, фото автора
Гипермаркет сети “Глобус”, которая пока “на плаву”, фото автора

Почему же формат гипермаркетов сегодня потерял популярность?

Почему же крупные сети начали избавляться от этого торгового формата?

Я насчитал 7 причин:

-долго. Многие люди не особенно любят хождение по магазинам, особенно мужчины, и не воспринимают уже это занятие как развлечение, поскольку появилось много альтернатив и для покупок и для еды и для развлечений.

-дорого. Крупнейшие интернет магазины и в особенности маркетплейсы серьезно потеснили оффлайн торговлю, так как способны продавать товар дешевле, экономя на персонале, аренде и т.п.;

-малый выбор товаров. Маркетплейсы и крупнейшие интернет-магазины предлагают огромный выбор товаров, намного более разнообразный, чем в традиционных он-лайн магазинах.

-в обычных магазинах часто нет нужных размеров, особенно для нестандартных фигур, маркетплейсы предлагают гораздо больший выбор размеров, нужной длины, полноты и т.п.

-неудобно. Витрина в маркетплейсе намного удобнее, чем обычная витрина в традиционном магазине, где на уровне глаз обычно расположены самые дорогие и непопулярные товары. А то, что нельзя померить и пощупать, это миф, давно уже в крупнейщих маркетплейсах можно заказать несколько вещей пощупать, померить, понравившиеся купить, а те, что понравились вернуть. Можно спокойно, с чашкой кофе сидеть и спокойно выбирать необходимый товар с использованием фильтров, сразу отсеивая ненужные материалы, цвета, размеры, материалы и т.п. Если вы хотите теплый ужин, вам привезут и его, а уже не только пиццу или роллы…

-не нравится большое скопление людей. Многим людям не нравится большое скопление людей, особенно в период эпидемий, повышения заболеваний и т.п. Там часто встречаются воры-карманники, хулиганы, неудобные парковки, проезд к магазину и т.д. и т.п.

-появилась альтернатива в виде развитой доставки. Появилась развитая доставка из различных магазинов, ресторанов, маркетплейсов и т.д. Это, пожалуй, главная причина, связанная со всеми вышеперечисленными.

Крупные корпорации, владеющие сетями гипермаркетов, перестали открывать новые магазины данного формата и переместили свой фокус внимания на онлайн продажи. И маркетплейсы отвоевывают все большую долю у традиционных магазинов.

Друзья, а как вы думаете, век гипермаркетов в прошлом? Пишите своё мнение в комментариях!