Сегодня уже многие понимают, что формат магазинов под названием "гипермаркет" уходит в прошлое.
Это как с динозаврами, наступил момент когда произошло их вымирание, так и у динозавров в мире торговли "гипермаркетов" нет будущего, наступил тот момент, когда они начали вымирать.
История появления формата гипермаркетов
Сначала пару слов откуда появились гипермаркеты. Собственно сам термин придумали в журнале Libre-Service Actualite Жака Пикте в 1968 году для магазинов большей площади в которых продавались одновременно и промтовары и, одновременно, продуктовые товары, с большой бесплатной парковкой рядом.
Этот термин употребили в отношении магазина “Перекресток” (Саrrefour) площадью 2,5 тыс. кв м., с большой парковкой на 450 машин, открытого в пригороде Парижа 1963 году.
Это опровергают бельгийцы, которые говорят, что еще в сентябре 1961 года в городе Брюгге открылся магазин Super Grsnd Bazar, площадью 3.3 тыс. кв. м.
Это в свою очередь оспаривают американцы, говоря о том, что какой это в Брюгге гипермаркет, если там парковка была всего на 160 машин. Вот их Wal-Mart, Kmart и Target - совсем другое дело! Это все было у американцев не ранее 1962 года, но мы не проводим историческое расследование, нам это не важно.
В 60-е годы в западных странах появился спрос от расширяющегося среднего класса концепция большого магазина, где можно было купить всё необходимое от продуктов до одежды и товаров для дома в одном месте, так сказать “под одной крышей” стала популярной. В такой магазин приезжали на машине и покупали все необходимое на неделю и увозили все это домой на своей машине. Вот тогда-то и стали популярны в США пикапы (это шутка).
Сначала это был просто большой склад с разнообразием товаров и большая парковка.
Поскольку большие торговые площади дешевле было приобрести в пригороде, чем в центре городов, нужна была большая парковка, чтобы люди из своих районов проживания могли добраться до такого места. Раз уж добирались на своей машине то и покупали много, на несколько дней, часто сразу на целую неделю.
Потом к гипермаркетам стали пристраивать кинотеатры, кафе, рестораны, фудкорты и другие места, где люди могли задержаться. А, например, в Dubai Mall, площадью 1200 тыс. кв.м, есть огромный аквариум, площадью 11 тыс. кв. м. (сравните с площадью первых гипермаркетов) там есть специальные экскурсии, в акваланге можно поплавать среди 33 тыс. рыб…
Сегодня уже торговый центр “Иран Молл” в Тегеране занимает площадь 317 тыс. кв.м. в Москве ТЦ “Авиапарк”, 390 тыс. кв.м. (торговая площадь 320 тыс.кв.м.) и т.п.
Почему же формат гипермаркетов сегодня потерял популярность?
Почему же крупные сети начали избавляться от этого торгового формата?
Я насчитал 7 причин:
-долго. Многие люди не особенно любят хождение по магазинам, особенно мужчины, и не воспринимают уже это занятие как развлечение, поскольку появилось много альтернатив и для покупок и для еды и для развлечений.
-дорого. Крупнейшие интернет магазины и в особенности маркетплейсы серьезно потеснили оффлайн торговлю, так как способны продавать товар дешевле, экономя на персонале, аренде и т.п.;
-малый выбор товаров. Маркетплейсы и крупнейшие интернет-магазины предлагают огромный выбор товаров, намного более разнообразный, чем в традиционных он-лайн магазинах.
-в обычных магазинах часто нет нужных размеров, особенно для нестандартных фигур, маркетплейсы предлагают гораздо больший выбор размеров, нужной длины, полноты и т.п.
-неудобно. Витрина в маркетплейсе намного удобнее, чем обычная витрина в традиционном магазине, где на уровне глаз обычно расположены самые дорогие и непопулярные товары. А то, что нельзя померить и пощупать, это миф, давно уже в крупнейщих маркетплейсах можно заказать несколько вещей пощупать, померить, понравившиеся купить, а те, что понравились вернуть. Можно спокойно, с чашкой кофе сидеть и спокойно выбирать необходимый товар с использованием фильтров, сразу отсеивая ненужные материалы, цвета, размеры, материалы и т.п. Если вы хотите теплый ужин, вам привезут и его, а уже не только пиццу или роллы…
-не нравится большое скопление людей. Многим людям не нравится большое скопление людей, особенно в период эпидемий, повышения заболеваний и т.п. Там часто встречаются воры-карманники, хулиганы, неудобные парковки, проезд к магазину и т.д. и т.п.
-появилась альтернатива в виде развитой доставки. Появилась развитая доставка из различных магазинов, ресторанов, маркетплейсов и т.д. Это, пожалуй, главная причина, связанная со всеми вышеперечисленными.
Крупные корпорации, владеющие сетями гипермаркетов, перестали открывать новые магазины данного формата и переместили свой фокус внимания на онлайн продажи. И маркетплейсы отвоевывают все большую долю у традиционных магазинов.
Друзья, а как вы думаете, век гипермаркетов в прошлом? Пишите своё мнение в комментариях!