Некоторое время назад мне пришло на ум изучить современную литературу, или, как это раньше иногда называли, «пара-литературу» или, как сейчас называют, «жанровую литературу». Я пытался проделать это с реалистической, так называемой «серьезной литературой», но с удивлением обнаружил, что она - не такая уж и серьезная и тем более, не «большая». Реалистическая литература тоже стала жанровой и, по большей части, женской.
А большая часть современной литературы – это фантастика, разные ее виды: «попаданцы» и все прочее, разные виды попаданчества. Это, когда землянин-спецназовец, отважный прожженный военный - попадает в некий магический мир, причем непременно в тело неумелого подростка. Это еще туда-сюда, а ведь может попасть человек или гном, или демон, или бог из одного воображаемого автором, придуманного мира в другой не менее воображаемый и придуманный… И ведь все это читают. Зачем, для чего? Чтобы занять себя и убить свое время, которое видимо некоторым живущим в этом мире не нужно. Они хотят отвлечься, отдохнуть от этого беспокойного, непонятного мира. Это, наверное, лучше, чем водку глушить с наркотиками, но тоже своего рода наркотик.
В этом море фантастики время от времени встречается словечко «неосапианты». Можно понять из названия кто это такие – некие новые разумные. Новые «хомосапиенсы». Стал копаться, выяснил, что словечко это из древнего мультсериала, который у нас в стране стали показывать в девяностые, «Эховзвод», который правильнее было бы назвать «Экзовзвод». Там отважные спецназовцы в экзоскафандрах сражаются с этими синекоже-рожими неосапиантами. Таких раньше называли андроидами или киборгами. Это некие искусственно клонированные и улучшенные люди. Они по сюжету размножались клонированием и воевали с правильными землянами. Ну в смысле будут это делать в некоем будущем.
Так вот новое поколение писателей фантастов мне хочется назвать неосапиантами. И я их творения пытаюсь читать, скажем так, или скорее слушать в виде аудиокниг. Человеку, испорченному Толстым с Достоевским, это нелегко. Но что-то даже кое-где у нас порой нравится. Разница между нами только то, что я читал "Войну и мир", а они - воспитывались на мулитиках.
Мне нравится про попаданцев в прошлое. Как правило узнаешь что-то для себя новое, а историю я люблю. Ну конечно нравится не все, а только талантливо написанное. Иной раз начинаешь читать или слушать и… вскоре надоедает. Так у меня случилось с автором Михаилом Ланцовым. Некоторые его книги просто великолепны и очень увлекательны, некоторые добротно написаны, но скучноваты. В принципе это можно сказать про всех современных писателей, вынужденных сочинять много и очень много, вне зависимости от настроения и вдохновения. Тут вариант с одной книгой, как у Селинджера на проканает. Нужно написать не меньше сотни.
Так уж получилось, что (не считая Лукьяненко) я начал знакомство с современно развлекательной литературой с Артема Каменистого. У него тоже есть попаданцы даже в массовом количестве, но у него все происходит по неким законам, более или менее понятным писателю творцу. С применением научной техники и оборудования или при помощи метеорита, упавшего на земной город и высвобожденная энергия переносит предметы и людей на другую планету.
А порой бывает попал попаданец в иной параллельный мир, а что, как зачем? Все это остается за кадром повествования. Ну попал и попал, это загадка природы, чудо.
Что-то подобное произошло с воображением саратовского писателя Евгения Щепетнова, которого ныне нет среди нас. Он в одном из своих произведений перенес в созданный своим воображением мир целую тюрьму. То ли позаимствовав способ переноса у Артема, то ли просто их «воображариумы» работали схожим образом.
К чему я все это тут пишу? Только лишь к тому, что чувствую себя… неким попаданцем среди неосапиантов. Я работаю целыми днями, иногда с утра до вечера. А вечером - переношусь в книги Артема Камениствого, Евгения Щепетнова и иже с ними. Лучше конечно, чтобы было не очень увлекательно, а то, можно зачитаться или заслушаться аудиокнигой до двух часов ночи, а ведь завтра - снова рано вставать и погружаться в реалии нашего непростого мира.