В России снижается индекс здоровья малого бизнеса. За третий квартал 2023 года во всех отраслях он упал на 11 процентов. Ряд сфер, таких как транспорт, машиностроение и реклама, напротив, показывает позитивную динамику в связи с увеличением запроса на импортозамещение и переориентацией транспортных потоков на Восток. По мнению экспертов, малый бизнес испытывает трудности из-за недостатка финансирования, которое стало недоступным после повышения ключевой ставки.
В исследовании компании Calltouch, банка «Точка» и рекрутинговой платформы HeadHunter проанализирована деятельность более 500 тыс. компаний из микро-, малого и среднего бизнеса в 20 различных сферах. Изучались выручка, вакансии и зарплаты в организациях. Аналитики пришли к выводу, что общий индекс составил 55 баллов и снизился на 11 процентов год к году.
Есть и позитивные тенденции: медианные заработные платы в таких фирмах составили 63,3 тыс. рублей, увеличившись на 20 процентов год к году, а обороты компаний в среднем поднялись на 8 процентов. Количество открытых вакансий выросло на 45 процентов.
Наиболее значительное снижение индекса здоровья было зафиксировано в сферах строительства (минус 17 баллов), медицины (минус 15 баллов) и культуры (минус 13 баллов). В транспортной отрасли, рекламе и машиностроении индекс, напротив, повысился на 5–17 баллов.
Импортозамещение и Восток помогают некоторым отраслям развиваться
По наблюдениям специалистов, по состоянию на конец третьего квартала 2023 года индекс здоровья транспортного бизнеса составил уже 67 баллов (плюс 17 баллов год к году), а обороты транспортных компаний повысились на 12 процентов. Драйвером восстановления дальних грузоперевозок стала ориентация на Восток – увеличение товарооборота с КНР, Казахстаном и Турцией.
С подъёмом спроса на грузоперевозки (в том числе за счёт развития электронной коммерции) на рынок вышли новые игроки, и в третьем квартале текущего года число зарегистрированных компаний-грузоперевозчиков превысило количество ликвидированных в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличиваются наём (количество вакансий за тот же период выросло на 26 процентов) и зарплаты (плюс 27 процентов).
– Отечественный транспорт также востребован в строительной, добывающей и многих других отраслях. На внутренние территории переориентировались туристические пассажирские потоки, интересы которых распространяются на самые дальние уголки Российской Федерации – от Кавказа до Сибири. Это тоже влияет на индекс здоровья в сфере транспорта, – считает председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин.
Развитие машиностроительной отрасли обусловлено, по мнению авторов исследования, быстро растущим спросом со стороны внутреннего потребителя из-за ухода западных игроков и увеличения инвестиций государством. В сфере предлагаются и самые высокие медианные зарплаты – 122,6 тыс. рублей.
Росту рекламной отрасли способствовало в том числе появление новых брендов из стран, ранее не представленных или мало представленных в России. Количество обращений в рекламные компании по итогам сентября увеличилось на 149 процентов, а обороты фирм повысились на 12 процентов.
– 2022 год стал переломным для рекламного рынка: «сушились» бюджеты, многие каналы стали недоступны, потребительское поведение сильно изменилось. Приятно удивляет, насколько быстро и гибко отрасль адаптировалась к трансформациям. В 2023 году компании больше инвестируют в маркетинг, тестируют новые рекламные инструменты, тщательнее анализируют свою целевую аудиторию, – поясняет коммерческий директор компании Calltouch Артур Саркисян.
Кадровый голод и кредитные ставки – главные проблемы предпринимателей
Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) отмечают, что основной сложностью для них является отсутствие кадров.
– То, что в России в третьем квартале текущего года на 45 процентов выросло количество вакансий, можно трактовать по-разному. Для нас это является прямым следствием дефицита кадров в среде синих воротничков. У нас до сих пор есть проблема с наймом слесарей: мы как небольшое предприятие часто не можем конкурировать с зарплатами и социальным пакетом, которые предлагают крупные предприятия в сфере ОПК, а подготовить и вырастить свои кадры сложно – нам нужен человек здесь и сейчас, а не через год-два, – сетует собеседник «Октагона», работающий в сфере производства оборудования для пищевой промышленности.
По утверждению экспертов, для субъектов МСП остро стоит и проблема финансирования деятельности предприятий.
– По данным Росстата, в первом полугодии 2023 года более половины всех инвестиций в основной капитал в РФ приходилось на собственные средства предприятий. Но позволить себе так финансировать развитие бизнеса могут крупные и очень высокорентабельные компании с невысоким уровнем долговой нагрузки. У крупного бизнеса, публичных компаний есть возможность выпустить облигации, выйти на IPO, провести дополнительное размещение акций, чтобы привлечь средства для финансирования проектов. А малые предприятия могут рассчитывать либо на кредиты в банке, либо на гранты от государства, – комментирует ситуацию ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
По словам собеседницы издания, в условиях резко взлетевших процентных ставок банковские инструменты становятся всё менее доступными малому и даже среднему бизнесу. Обслуживать долг тем, кто не успел получить кредиты в банках до середины 2023 года, становится трудно. Поэтому неудивительно, что уверенность представителей малого и среднего бизнеса снизилась по сравнению с 2022 годом.
– Предыдущий год был более трудным и проблемным для экономики страны, но ключевая ставка ЦБ РФ после повышения в начале года впоследствии снижалась, а не повышалась. Кроме того, есть малые и средние предприятия в ряде отраслей – например, IT-сектор, сфера развлечений, образования, СМИ, спорта и культуры, – которым сложно привлекать даже кредиты в банке, поскольку они не могут обеспечить банку даже устраивающий его залог, если они не владеют недвижимостью, землёй или иным имуществом, а нематериальные активы банки в залог не принимают. Так что вопросы финансирования для малого и среднего бизнеса по-прежнему являются очень актуальными и для многих предприятий этой сферы – очень непростыми. Настроения бизнесменов, руководителей предприятий в этом контексте негативно отражаются на индексах предпринимательской уверенности, в том числе и на так называемом индексе здоровья малого и среднего бизнеса, – заключает Наталья Мильчакова.
🅾️Все материалы: octagon.media