К утру 30 ноября стало известно, что дорога через КПП «Верхний Ларс» вновь свободна для движения грузового автотранспорта: ограничения вводились из-за непогоды. Тем не менее в экономических отношениях Москвы и Еревана сохраняется напряженность.
Дело в том, что только в период с 24 по 26 ноября фитосанитарными службами России было выявлено 36 фактов нарушений в продукции, поступившей из Армении — это половина всех подобных нарушений, выявленных с начала года. Продукция из Армении в ряде случаев отправляется российской таможенной службой на дополнительную проверку.
Между тем, объективные обстоятельства такие как погода и просто физический большой поток грузовых машин с товарами из Армении сыграли значительную роль в том, что возник эффект «узкого горлышка» на КПП «Верхний Ларс». Однако в Ереване уже стали использовать это в чисто политических целях.
Давайте говорить прямо: правительственный политический вектор в Ереване всё больше ориентируется на поиск «союзников» не в России. По факту, это ориентир на США, НАТО и Евросоюз. Да, даже в НАТО вдруг заговорили о том, что подумывают взять Армению под «своё крыло», что не выглядит неожиданным, учитывая, что Альянс продолжает свою агрессивную экспансию — взять, хотя бы, пример с Финляндией.
В Минэкономике Армении затруднения на КПП «Верхний Ларс» уже назвали «хорошим поводом», чтобы стимулировать экспорт товаров из Армении в другие страны. В ведомстве прорабатывают механизм для денежных стимулов армянским экспортёрам для ухода с российского рынка, и средства на это, безусловно, есть.
Во-первых, экономика Армении сильно растёт — более чем на 9% с начала года. Из-за этого за январь-сентябрь бюджет Армении вместо дефицита, который ожидался на уровне 633 млн долларов, получил профицит в 190 млн долларов. Ключевым моментом такого роста стало увеличение реэкспорта европейских товаров в Россию.
Во-вторых, в Армению вкладывают средства её партнёры из США и ЕС. США выделяют средства для обустройства быта жителей Арцаха (Нагорного Карабаха) в Армении. Запущен целый ряд инвестиционных программ.
Например, из Евразийского фонда стабилизации и развития выделен льготный кредит в 236 млн долларов на инфраструктурные проекты на юге Армении: строительство 32-километрового тоннеля, 17 мостов на участке Личка, ещё двух тоннелей на Мегринском обходном участке. На этой неделе достигнута договоренность с ЕС о выделении средств на инвестиции в Армению в размере 2,6 млрд евро.
Но всё же, фундаментально экономика Армении держится на сотрудничестве с Россией. Например, ряд товаров китайские компании не отправляют в Россию напрямую, опасаясь санкций Запада, а переправляют через Армению. В результате, если с начала прошлого года по текущий момент экспорт товаров из КНР в Россию вырос на 41%, то из КНР в Армению — на 60%, а большая часть такого прироста — это реэкспорт китайских товаров через Армению.
Несмотря на всё это, в политике нынешнего руководства Армении всё меньше проявления многовекторного подхода, а всё больше дрейфа в сторону Североатлантического альянса в широком смысле этого слова (военном, политическом, экономическом и идеологическом), даже при том, что страна всё ещё находится в составе ОДКБ.