Найти тему
Мастиф КА ДЭ БО Маня

Мастиф КА-ДЕ-БО ИСТОРИЯ ПОРОДЫ

История породы ка-де-бо

История происхождения испанских молоссов восходит к первой половине XIII века, когда арагонский король Хайме I Завоеватель одержал победу над альмохадскими маврами. Те вынужденно освободили Балеарский архипелаг – огромную территорию, включавшую пятнадцать островов (четыре крупных и одиннадцать небольших по размеру). На крупнейшем участке суши основали королевство Мальорка (Майорка), которое стало арагонским вассалом. Согласно общепринятой теории, именно здесь появились первые предки ка-де-бо – молосские собаки, привезённые арагонцами, а в дальнейшем – и жителями других государств.

К числу возможных прародителей породы относят испанских мастифов и бульдогов, бордоских догов, пиренейских мастифов и английских бульдогов. Среди потенциальных предков молоссов упоминаются и мастифы, завезённые на Балеары армией Хайме I. Неконтролируемые вязки привели к возникновению новых собак охранно-бойцового типа. Их нарекли ка-де-бестиар. Часто кинологи сопоставляют это название со словом «бестия» (плут, пройдоха), но такое суждение ошибочно. В переводе с каталанского языка «ка-де-бестиар» – «собака, которая перегоняет крупный рогатый скот».

Помимо главной функции, животные успешно справлялись с охраной портовых складов и жилых помещений. Физические качества этих собак высоко ценились местными аристократами, которые использовали молоссов для охоты на кабанов, медведей и прочую крупную дичь. Несмотря на то что собаки отличались друг от друга размерами и едва ли выделялись в одну породу, их популярность не уменьшалась. В начале XVIII века она приобрела более жестокий смысл.

Утрехтский договор, подписанный в 1713 году, положил конец крупному европейскому конфликту – Войне за испанское наследство. Балеарские острова стали колонией Великобритании. Англичане «делились» с местными жителями идеями досуга. Тогда он славился жестокостью и подразумевал участие в подпольном тотализаторе во время собачьих боёв и травли крупных животных. Жители Мальорки переняли кровавый опыт англичан, и уже к концу XVIII века жестокие представления переросли в фанатичную любовь к корриде.

В отличие от современного шоу, которое заключается в сражении тореадора и быка, первоначальный вариант представлял большую опасность и оттого почитался испанцами. Так, на арену к разъярённому животному выходил безоружный человек в сопровождении собаки, от которой требовалось одно – защитить хозяина ценой собственной жизни. Майоркские молоссы оказались неприспособленными для кровавого развлечения. Они погибали от ран в первые минуты корриды или наносили быку тяжёлые увечья, делая шоу менее зрелищным. Так возникла необходимость в разведении собак для травли.

Староанглийские бульдоги стали бы идеальными участниками кровавых представлений, если бы не их озлобленный и неконтролируемый характер. Для создания уравновешенной породы испанцы скрестили бульдогов с собаками ка-де-бестиар. Результатом селекции стали животные, которые очень напоминали современных майоркских молоссов. Их использовали как четвероногих гладиаторов до середины XX века (сначала в травле быков, а после её запрета в 1883 г. – и в собачьих боях).

Первые представители породы подвергались жестокому отбору. Во время проблемных родов суки чаще всего умирали, не получая помощи от хозяина. Ослабевших щенков не выхаживали, а крепких и здоровых никак не оберегали от вирусных заболеваний. Испанцы не утруждали себя и воспитанием питомцев: эту задачу полностью возлагали на суку, которая прививала щенкам навыки социализации. Агрессивных или трусливых собак уничтожали; не оставляли в живых молоссов, получивших тяжёлые увечья в боях.

Столь радикальный подход привёл к закономерным последствиям. С одной стороны, современные представители породы славятся крепким здоровьем, недюжинной силой и спокойным характером: генофонд со временем лишился отрицательных качеств. С другой стороны, безответственность и небрежное отношение испанцев к собакам поставили под угрозу их дальнейшее существование. Так, к началу XX века поголовье травильных молоссов ограничилось несколькими десятками.

Помимо бойцовых ям, животным всё ещё находили применение в немногочисленных скотоводческих хозяйствах. Универсальность собак стала главной причиной, по которой испанские селекционеры задумались над увеличением их численности. Племенная программа, как и прежде, предусматривала вязку ка-де-бестиар (преимущественно тигрового окраса) и староанглийских бульдогов. На этот раз заводчики уделили внимание и экстерьеру животных. Некрупные размеры указывали на доминирование генов «англичан», а внушительные габариты – на близкое родство с молоссами-пастухами.

Подходящим материалом для селекции были экземпляры средних размеров, которые встречались довольно редко. Несмотря на это, племенная работа принесла достойные плоды: в 1923 году майоркских молоссов вписали в реестр Племенной книги Испании как ка-де-бо. Название породы появилось ещё в начале столетия, когда президент клуба бордоских собак отзывался о животных как о довольно перспективных участниках травли. В 1929 году на выставке в Барселоне впервые появился представитель новой породы.

Через год после окончания Второй мировой войны разработали стандарт ка-де-бо, но регистрация майоркских собак организацией FCI состоялась лишь в 1964 г. Во-первых, балеарских селекционеров всё ещё интересовали физические данные молоссов, поэтому животные с полным соответствием стандарту встречались довольно редко. Во-вторых, в XX веке на пике популярности расположились другие породы: немецкие овчарка и дог, а также ротвейлер. Собаководы проявили интерес к ка-де-бо после 80-х гг. При этом большинство любителей майоркских молоссов проживало на территории Польши и России: так, в Москве к 1990 году зарегистрировали свыше 2 тысяч ка-де-бо.

В других европейских странах – Швеции, Финляндии, Дании – заводчики этих собак встречались значительно реже. В США и Канаде популярность молоссов была ничтожно мала. Аналогичная ситуация наблюдается и сейчас: ка-де-бо встречаются преимущественно в Европе (менее всего – в её западной части).

Продолжение в следующих публикациях.