Импортные невесты в Южной Корее
Южная Корея — страна моноэтничная, и поэтому брачный союз с человеком другой национальности практически всегда означает брак с иностранцем, гражданином другого государства. С XV до конца XIX в. в Корее проводился курс на полную изоляцию страны от внешнего мира, и международные браки были редчайшим исключением. До самого последнего времени из всех стран Восточной Азии Корея отличалась самым негативным отношением к смешанным бракам. Были случаи, когда кореянки выходили замуж за иностранцев, преимущественно из числа военнослужащих американских войск в Южной Корее, и уезжали с ними за границу. Но это было явлением не частым.
Сейчас положение изменилось. Браки с иностранцами в Корее стали делом не просто обычным, а очень даже распространённым. Действительно, если посмотреть статистику, можно увидеть, что в последние 5-7 лет около 10% всех браков, заключённых в Корее, - это браки с гражданами иностранных государств. При этом если посмотреть внимательнее, то обнаруживается, что это на три четверти браки между корейскими мужчинами и гражданками иностранных государств. Причем речь идет о двух странах - о Китае и о Вьетнаме. Например, в 2011 году браков с иностранными гражданами в Корее было заключено 29700, из них - ровно половину составили браки мужчин-корейцев с вьетнамками и китаянками.
Импорт невест стал чрезвычайно распространенным явлением. В стране действует большое число брачных агентств, подбирающих южнокорейцам импортных невест. Соответствующей рекламой с фотографиями забит Интернет.
В чем причина развития такой ситуации? Прежде всего в переменах в южнокорейской деревне. Дело в том, что типичный брак корейцев с иностранцами - это брак южнокорейского крестьянина, причем не первой молодости (35-45 лет) и не самого успешного по меркам местной деревни. Его невестой становится молодая (лет на 10-20 моложе его) девушка из Вьетнама или Китая. Неслучайно, поэтому, что доля браков с иностранцами в Корее наиболее высока в относительно бедных и по преимуществу сельскохозяйственных районах страны, где нарушенный гендерный баланс особенно заметен.
В последние десятилетия южнокорейские деревенские девушки гораздо чаще уезжают в город, чем молодые люди. Им предпочтительней работать фиксированные часы в кондиционированном цехе на фабрике или заводе, чем от зари до зари и в жару, и в дождь, и в холод колотиться на рисовом или картофельном поле. Им хочется городских развлечений и возможности самостоятельно распоряжаться своим заработком. Да мало ли чего еще им хочется. Разве мы не знаем об этом из опыта собственной страны? А южнокорейские крестьянские парни остаются в деревне с родителями, сохраняя семейные традиции на унаследованном от предков земельном наделе, и им нужны жены, чтобы продолжать род.
Этническим кореянкам из Китая и стран Центральной Азии - Узбекистана, Казахстана, Киргизии, а особенно вьетнамкам и филиппинкам, не просто устраиваться в южнокорейских семьях. Свекровь и родственники старшего поколения редко с восторгом принимают в свою семью невестку-иностранку. Не всегда своими в школе воспринимаются дети от смешанных браков. Южнокорейские власти предпринимают активные меры с тем, чтобы помочь «импортным женам» адаптироваться в стране. Для них организуются специальные курсы корейского языка, занятия по изучению национальных обычаев и др. Вместе с тем нельзя исключать, что включение в южнокорейское общество многочисленных жен-иностранок неизбежно привнесет в это общество заметные новые черты.