Песок – важное строительное сырьё, качество которого сказывается, в частности, на долговечности дорог и домов в России. Собеседники «Московской газеты» рассказали, почему на крупных стройках иногда присутствует доля нелегального песка, добываемого по низкой цене и без лицензии различными организациями, а также о последствиях использования сырья сомнительного качества
Масштабы незаконной добычи песка сегодня довольно сложно оценить, сказал в беседе с «Московской газетой» член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
«Сложно из-за двух факторов: это действие моратория на проверки бизнеса и бурное строительство, в первую очередь дорожное», — отметил собеседник издания.
Однако и до моратория на проверки бизнеса эта проблема оставалась острой, подчеркнул Дмитрий Тортев.
«Причина в том, что пока есть спрос, будет и предложение, в том числе на нелегально добытый песок. Для примера: для строительства одного километра двухполосной дороги необходимо около 20 тыс. куб. м песка. В октябре 2023 года средние цены производителей на пески строительные составили 346,6 рублей за куб. м. Понятно, что нелегальные поставщики могут сбить цены на треть, а то и в два раза. Если посмотреть по другим цифрам, то получается, что в 2022 году российскими предприятиями было выпущено 192 669 тыс. куб. м строительного песка. По текущему году данные подсчитываются, но сильного роста объема производств к уровню прошлого года не ожидается. При этом, по данным Росстата, объем строительных работ в России вырос за восемь месяцев 2023 года почти на 10%. Основным триггером увеличения объемов стал госзаказ по строительству новых дорог и объектов. То есть официально объем работ растет несоразмерными темпами к уровню добычи материалов. Поэтому в дорожных контрактах могут вскрываться случаи использования незаконно добытого песка», — рассказал член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции.
Например, в 2017 году в Амурской области был выявлен факт добычи песка с нарушениями действующего законодательства для строительства объектов космодрома «Восточный», — отметил Дмитрий Тортев. — Похожий эпизод начали проверять буквально на днях в Татарстане. И эти примеры становятся резонансными в связи со значимостью объектов. А если взять ремонт дороги регионального значения на отдаленной территории, то с учетом слабого контроля проверок контрактов на местах факты незаконной добычи характеризуются высокой латентностью».
Еще одна причина, по которой сложно поймать за руку организаторов нелегальной добычи, лазейка в законодательстве, которая позволяет добывать песок на своей земле и для собственных нужд, отметил эксперт.
«При этом последствия от нелегальной добычи песка катастрофические в зависимости от специфики региона. В Ставрополье, которое является «житницей» страны, такой род деятельности уничтожает плодородную почву, приводит к опустыниванию поврежденной территории. В регионах Приволжского федерального округа к 2016 году из-за бесконтрольной добычи песка из русла рек обмелела Волга. Помимо экологического вреда наносится экономический ущерб добросовестным участникам рынка. Организаторы незаконной добычи, перебивая цены, уводят заказчиков. Налогов нелегальные игроки, понятно, не платят, и это резко отражается и на пополнении бюджета».
С нелегальным песком так или иначе работает большинство крупных строек, рассказал «Московской газете» председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фронт» Сергей Виноградов.
«Строители зачастую сами, по своим каналам связываются с теми компаниями, которые незаконно добывают песок: лицензии на добычу у таких компаний нет, они получают его незаконно. Здесь речь идёт о больших объёмах добычи: чтобы у тебя покупали незаконно добываемый песок, надо добывать по 1000 «кубов» в стуки. И вот после этого крупные компании по добыче песка обнаруживают, что у них упали продажи. У нелегалов песок дешевле, потому что им не надо платить за лицензию, проводить георазведку, платить налоги, а нужен только экскаватор и машины. К тому же, тут может быть короче транспортное плечо: строителям повезут песок не за 70-80 км, а за 15-20 км, что удешевляет доставку. И вот после этого крупные компании по добыче песка обнаруживают, что у них упали продажи.
В своё время при строительстве аэропорта Пулково была поймана машина с незаконно добытым песком, такие партии отлавливались даже по время строительства трубы «Северного потока», — рассказал Сергей Виноградов
По словам собеседника издания, «опасность заключается в качестве этого песка».
«Бывает песок с большим содержанием глины. И вот большие объёмы песка везут на строительство дорог: это насыпи шириной 8 метров, высотой 3-4 метра и длиной в десятки-сотни километров. Если в этом песке повышенное содержание глины, зимой в нём образуется «водяная линза». Через «правильный» песок вода должна уходить, а в песке с глиной вода задерживается. И именно из-за этого в дороге образуются трещины, и она приходит в негодность. То же самое и в капитальном жилом строительстве: вместо сертифицированного материала используется несертифицированный. В перспективе это отрицательно влияет на прочность и надёжность строительных конструкций. А при производстве бетона применение несертифицированного песка приводит к тому, что нарушаются пропорции строительных смесей. Чтобы пресечь схемы незаконной добычи нужно искоренить коррупцию, в которой могут быть замешаны крупные строительные компании», — пояснил председатель МЭОО «Зелёный фронт».
Нелегальные добытчики песка прибегают к хитрости – они везут «левый» песок не сразу на объект, а на специальные насыпи, где хранится и сертифицированный, законно добытый песок, добавил Сергей Виноградов.
О трудностях раскрытия схем нелегальной добычи песка рассказал «Московской газете» член Общественного совета при Ространснадзоре, президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Так называемые «самокапы» регулярно появляются то в одном, то в другом месте региона, и через какое-то время их накрывают сотрудники контролирующих органов. Но те, кто занимаются таким нелегальным бизнесом, не выставляют свою технику: они нанимают сторонние экскаваторы, погрузчики, самосвалы, и вот на эти организации в случае чего и падает вся ответственность. Как правило, нелегальный песок везут на большие стройки. Зачастую эти организации работают под прикрытием недобросовестных сотрудников контролирующих органов. А потом жители какого-нибудь населённого пункта устают от того, что через их посёлок постоянно ездят грузовики с песком, обращаются в областную прокуратуру, и незаконных добытчиков «накрывают». Неподалёку от моей дачи в Лужском районе Ленинградской области находился такой «самокап». В промышленном масштабе оттуда сейчас никто ничего не вывозит, яма начинает зарастать. Экологическая опасность здесь может быть только в том случае, если в карьере начнут захоронение каких-нибудь токсичных мусорных отходов.
Рекультивация карьеров у нас не делается, нужна программа по их засыпке грунтов. А бизнес обычно просто бросает карьер. Несколько лет назад незаконную добычу песка накрыли в Выборгском районе Ленинградской области. Сейчас большая стройка в регионе идёт в Усть-Луге. Там работает три больших легальных карьера по добыче песка», — заключил Владимир Матягин.