Упражнения для профилактики скованности рук и развития координации
О проблемах неправильной постановки руки у пианистов написано немало трудов. Тема обширна именно потому, что на самом деле, неверные двигательные привычки, долгое и неправильное задействование определенных групп мышц не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.
По данным статистики во всем мире около 90% музыкантов имеют профессиональные заболевания. Болезнями рук страдали многие пианисты: Р.Шуман, С. Рахманинов, С. Танеев, А. Скрябин, Т.Нейгауз. Заболевания возникают от функционального перенапряжения рук во время игры, и вызывают не только болевые ощущения, но и ограничивают трудоспособность музыканта.
В этой статье мы поработаем с упражнениями, которые помогут справиться со скованностью плечей, тряской кистью, слабыми пальцами, скованностью кисти, а также которые направлены на развитие координации (упражнения с ногами). Для более яркого образного представления каждое упражнение имеет свое название.
- «Шалтай-болтай»
Исходное положение (ИП): встать, ноги на ширине плеч. «Сломаться» в поясе (наклониться), свесив голову вниз, свободно поболтать руками из стороны в сторону, будто они не ваши, а сами по себе.
2. «Мокрые руки»
Представьте, что только помыли руки и стряхиваете с них воду. Можно таким образом греть руки перед игрой или снимать излишнее напряжение.
3. «Положение корпуса»
ИП: сядьте за инструмент. Вы должны сидеть свободно (но сосредоточенно, главная точка опоры та, на которой сидите; второстепенная – ноги), удобно, чуть прогнувшись в поясничной косточке.
4. «Бросок»
Бросьте руку на крышку стола или фортепиано с полной передачей веса руки в палец. Проделайте все то же самое, но уже с броском всей руки на клавиатуру инструмента.
5. «Стук в дверь»
Соберите руку в кулачок и постучите по столу/крышке инструмента как будто бы стучите в дверь. Теперь проделайте то же самое, но не косточками, а пальцами, не расслабленными.
6. «Отжимания»
ИП: подойдите к стене и попробуйте несколько раз отжаться от нее, опираясь на крепкие пальцы и сохраняя свод руки.
7. «Точечные броски»
Броски на третий палец сначала на крышку инструмента с полной передачей веса руки. Затем броски на третий палец на клавиатуру поочередно каждой рукой.
8. «Goodbye»
Помашите рукой, как если бы махали кому-то вслед. Сделайте это чуть замедленно. А теперь с таким же движением прикоснитесь к клавишам, опираясь на 3-й палец. Чередуйте руки.
9. «Шторки»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками: вы ставите их на клавиатуру и представляете, что закрываете и снова раздвигаете занавески. Руки должны двигаться ровно от центра и к центру клавиатуры.
10. «Висячий мост»
Закрепите 3-й палец на клавиатуре и с силой пошатайте локоть в разные стороны, как будто сильный ветер раскачивает мост над рекой.
11. «Рука как крыло»
Это способ тренировки самоощущения исполнительского аппарата (руки) от плеча до кончиков пальцев. Рука отводится в воздухе чуть в сторону, от плеча.
12. «Батут»
Представьте себе прыжки на батуте и перенесите эти движения и ощущения в чуть более камерный формат - в ваши пальцы. Отталкиваясь от клавиш или от ровной поверхности, пружиньте кистью руки. Кисть как пружинка.
13. «Нитка-иголка»
Вдевать в воздухе «нитку в иголку и шить» - это приём отработки кистевых движений руки. Вы повторяете движения в воздухе, как если бы вы шили на руках.
Упражнения для ног
Ногам необходимо уже сейчас начинать упражняться, т.к. им предстоит нажимать на педали. Стопа взрослого человека, как правило, имеет слабые мышцы, если их специально не укреплять. Кроме того,начинающие исполнители особенно нуждаются в упражнениях на координацию движений.
«Перекаты». Поперекатывайтесь с пятки на носок и с носка на пятку.
«Вращения» ступнями - сначала двумя в одну сторону, затем одновременно в разные стороны по направлению:
- От центра
- К центру
«Координация»
ИП: сидя на стуле, ноги слегка вытянуты. Раскрыть «веером» все пальцы на ногах, удерживая в таком положении 3 секунды.
Большой палец увести вниз к полу, все остальные на месте. Затем наоборот: все пальцы вниз, большой - наверх. Пробовать попеременно каждой ногой и сразу двумя. Все это время следите за пальцами рук - они должны быть всегда свободны.
Работа по организации пианистического аппарата требует большого контроля и внимания. Основной принцип – не навреди. Поэтому необходимо постоянно контролировать состояние рук, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Все жесткости в игре - это отрицательные моменты. Напряжение рук происходит зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Поэтому необходим комплексный подход.