Глава Приморья Олег Кожемяко два часа общался с жителями в прямом эфире. В отличие от прошлогоднего разговора, в этом практически все темы носили региональный, приземленный и хозяйственный окрас. Бывший куратор внутрипола Антон Волошко стал спикером ЗС ПК. Депутаты были настолько не против, что обошлось без соперника-статиста. В первом чтении принят бюджет Приморья, несмотря на молчаливый демарш коммунистов. Депутата Анну Алеко отправили из СИЗО под домашний арест и вскрылись новые подробности в истории с экс-мэром Владивостока Олегом Гуменюком, не отправившимся на СВО.
Напрямки к жителям
Губернатор Олег Кожемяко провел двухчасовой "Прямой разговор" (12+). Практически все время было отдано проблемам региона с перебивкой на благодарности от жителей, в цитировании которых не скупились ведущие. Это разительным образом отличает мероприятие от прошлогоднего, где две трети эфирного часа было посвящено СВО.
Круг тем и настроений "Прямого разговора" органически укладывается в контур будущей президентской кампании, пунктирно очерченный экспертами. Тем более, что незадолго до эфира Олег Кожемяко приземлил на региональный уровень еще один усиливающийся федеральный тренд - предложил ужесточить миграционную политику и борьбу с нелегальными мигрантами. Президентская кампания становится наиболее массивным политическим телом, все события и действия так или иначе встраиваются в ее гравитационное поле.
По словам политконсультанта Вячеслава Белякова, контур деятельности региональных руководителей в преддверии президентских выборов обозначен из центра. И этот контур - проблемы региона, а не СВО.
"Во-первых, потому что герой СВО должен быть только один и это Президент, а во-вторых, потому что Москва видит — как бы люди не относились к спецоперации, повседневные проблемы волнуют их гораздо больше, — говорит эксперт. — При этом образ героя, в котором действует губернатор, никуда не делся, но ориентация политического действия явно будет направлена вовнутрь, а не во вне".
По словам политобозревателя Андрея Калачинского, "жизнь не исчерпывается СВО".
"Люди сталкиваются с ростом цен, скачками курса рубля, они не понимают, как приспособиться к нынешним ценам на автомобили, когда доходы почти не выросли. Поэтому Кожемяко абсолютно правильно рассказывает, какое Приморье сейчас, что строится, и каким оно будет завтра. Главная проблема — сравнительно к нашим ценам невысокие зарплаты, что по-прежнему выталкивает население из края. Больше позитива, больше рассказов о будущем — это правильно!", — отметил эксперт.
В ходе "Прямого разговора" глава региона озвучил большие проекты, вроде строительства двух аквапарков во Владивостоке - одного на Русском, второго - в районе Некарсовского путепровода ("надеемся, что в 2024 году инвестор завершит все работы по формированию участка"). Рассказал о подготовке края к зиме и о жестких беседах с нерасторопными мэрами ("пришлось где-то поруководить этой системой, по-нашему, по-славянски, что таких вещей допускать нельзя"). Поделился мнением об уборке территорий от снега (по сравнению со снегопадами на Камчатке, наши снегопады "детские шалости", но "у нас свой рельеф, свои особенности, надо убирать снег во время снегопада"). Сообщил о смене строительной парадигмы - от точечной, к комплексной застройке ("мы двигаемся по пути, по которому прошла Москва и Московская область - комплексное развитие территорий"). Не избегал критики - признал, что Примавтодор не справился в срок с ремонтом трассы Осиновка-Рудная пристань, но были и объективные причины - тайфуны, ликвидация которых отвлекла силы дорожников.
Губернатор грамотно переводил отдельные кейсы на уровень системных решений. Тут он привел пример с проблемой обманутых дольщиков, которая пиковала в 2018 году, но за пять лет последовательными шагами ее удалось купировать и исправить. Также и с Примавтодором - финансирование организации в следующем году практически удвоится, появится новая техника, а кадровый голод начнут утолять зарплатными механизмами.
Еще одна фишка эфира - онлайн-звонки мэрам и чиновникам, которые тут же брали жизненные ситуации на карандаш и обозначали сроки. Прием, хоть и не новый, но от этого не менее эффектный.
В условиях переформатирования информационного блока в региональном правительстве и отсутствие сообщений-блокбастеров "Прямой разговор" удалось сделать мощным медийным аккордом уходящего месяца.
"Эфир в этот раз был крайне символичным, — считает политолог Павел Наливайко. - На нем губернатор, в том числе, подвел итоги предыдущих пяти лет, обозначил ряд серьезных задач на ближайшие годы и дал сигнал абсолютно всем, что край входит в период ускоренного развития, настроил всех представителей своей команды и региональных элит на то, что нужно будет работать еще эффективней, учитывая поставленные президентом задачи разворота на Восток".
Метроном ЗС ПК
Переход бывшего "политического" вице-губернатора Антона Волошко в спикеры ЗС ПК можно назвать "абсолютно контролируемой ситуацией в безупречно управляемой системе". Эта его крылатая фраза давно вошла в обиход приморских экспертов и идеально подходит к данному случаю. Впрочем, как и ко всем остальным эпизодам региональной политики с недавних времен.
В то же время, такие слухи, как духи Рождества, преследовали Кожемяко последние десять лет и на Камчатке, и на Сахалине, и в Приморье несколько раз. Неудивительно, что ответ губернатора оказался крайне лаконичным и понятным, пресекающим их дальнейшее развитие.
Некоторые эксперты посчитали вопрос-ответ инспирированным действием, потому что он эффективно и своевременно снимает напряжение в среде федеральных чиновников, на место которых сватали приморского губернатора, а также упреждает отскок рейтинга, сопровождающий подобные слухи.
Впрочем, эпизод не тиражировался сильно в СМИ и новых медиа, оставшись замеченным только любопытствующей аудиторией. Точно можно сказать лишь то, что при отсутствии куратора внутренней политики Кожемяко пока справляется на опыте и своими силами.
Алеко - домой, Соколова - нет
Две приморских женщины-политика на этой неделе получили новые решения по мерам пресечения. Депутата ЗС ПК Анну Алеко суд отправил из СИЗО под домашний арест, а бывшего вице-мэра Владивостока Наталью Соколову оставил под стражей.
Не исключено, что смягчение меры для Анны Алеко может быть связно с арестом ее супруга — генерального директора "Приморского краевого центра народной культуры" Романа Нечаева. У задержанных есть несовершеннолетний сын, который после ареста обоих родителей находился с бабушкой.
Таких не берут в штурмовики
Новые подробности появились в истории с экс-мэром Владивостока Олегом Гуменюком, который не отправился на СВО. Как сообщил "Дальневосточным Ведомостям" председатель Общественной наблюдательной комиссии Приморья Владимир Найдин, бывший градоначальник, осужденный на 12 лет за взятки, "написал заявление о желании отправиться на линию боевого соприкосновения, прошёл все необходимые процедуры и уже сел в самолет, но его сняли с рейса и отправили в 27 колонию".
История подтверждает наличие негласного блока на чиновников-коррупционеров, которым закрыта дорога к искуплению своих преступлений кровью и ратными подвигами. Глядя на тех, кому она открыта, невольно согласишься с экспертами:
"Если государство позиционирует возможность преступникам, в том числе и убийцам, искупить вину кровью, заключает с ними контракты, то почему осужденный мэр не может иметь точно такого же шанса", — комментировал историю в прошлом выпуске политобзора политолог Виктор Бурлаков.