В прошлый раз мы рассмотрели внешние данные Ярослава Дронова SHAMANа и оценили его умение одеваться.
Рассмотрели его серебряный гусарский доломан. Оценили внеконцертную одежду. Обратили внимание на стиль, к которому он в итоге пришёл путём довольно смелых проб и ошибок. Заметили некоторое сходство со стилем японского дизайнера Йоджи Ямамото. Сходство не только внешнее, но и принципиального подхода.
«Мода все время стремится к новому, - рассуждает Ямамото - Мне это нравится. Иногда я иду в ногу с новомодными тенденциями, но, если чувствую, что чересчур поддаюсь их влиянию, начинаю сопротивляться и делаю всё наоборот.»
Вот и наш Ярослав, перепробовав новомодные тенденции, «сделал всё наоборот», обратившись/обернувшись к традиции.
Первым делом срезал и расплёл дреды. Вернув себе традиционную мужскую стрижку, похожую одновременно на казацкую «под чуприну», на практичную и удобную спортивную и на прическу голливудских звезд. Собственно, ничего кардинально не меняя – коротко стриженые, а то и бритые, виски до затылка он носит уже со студенческих времен. А оставшуюся на макушке длину (что-то вроде широкого ирокеза) то убирает в рокерский хвост, то заплетает в дреды, то распускает по сторонам, создавая впечатление длинных волос.
Собственно, он вернулся к стрижке, которую уже носил с 2017 года.
Бритые и короткостриженые виски - это практично. Нет пота от усиленных нагрузок и жара софитов, за такой прической легче ухаживать.
Затем в его концертном гардеробе появились костюмы с явной отсылкой к исторической русской традиции.
И, как в своём песенном творчестве он старается сохранить национальное «зерно», не скатываясь при этом в музейную этнику, так и в одежде соблюдает баланс истории и актуального современного звучания.
Его синий концертный костюм линиями кроя напоминает осовремененную казацкую черкеску.
Черкеска – кафтан приталенного силуэта без воротника и с треугольным вырезом. Такие носили терские и кубанские казаки, переняв их у народов Кавказа.
Патронташ Ярослав поместил на поясе, за который теперь вкладывает микрофон после критики в свой адрес.
Говорят, гильзы от патронов в этом поясе - от салюта, устроенного в его честь бойцами на передовой. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но легенда - красивая. Как и сам пояс.
На самой черкеске SHAMANа нет типичных для неё так называемых газырей, тканевых/кожаных гнезд для патронов. Зато есть сверкающая вышивка на спине в виде орла и белый аксельбант. Аксельбант - элемент формы парадных расчетов и почётного караула.
И вот тут, я скажу – явный перебор. Ярослав настолько приучил нас к сдержанности и строгому минимализму собственного вкуса, что я невольно поморщилась, увидев всё это сразу. Какой-то дембель, ей бо. Тут или аксельбант. Или Орёл. Должно быть что-то одно.
Хотя и скроен ладно. И сидит отлично. И цвет ему чертовски идёт.
Следующий концертный костюм SHAMANа – Сюртук из черного сукна - мой самый любимый. Я вижу в нём ультра-современную реплику облачения разночинцев. В России XIX-го и начала ХХ-го века сюртук был обычной городскою одеждой.
Конец 19-го века. Москва. Тверская улица (видео от Дениса Ширяева)
Реставрированная документальная хроника
Этот точно по фигуре приталенный четкий силуэт и ряд пуговиц, заканчивающийся на одну ниже талии, знакомы мне из МХАТовских теле-постановок пьес А.Н.Островского, из экранизаций романов Ф.М.Достоевского. Это классика одежды и классика литературы.
И, кстати, о Федоре Михайловиче.
Ярослав в одном из интервью (Фонтанке.ру) называл среди любимых книг роман Достоевского «Идиот» .
Но, в отличие от общепринятой концепции романа (о пришествии человека христианской морали в мир, не принимающий его), Ярослав понимает сюжет романа по-своему (пора привыкнуть, что он всё понимает по-своему).
Когда его спросили, кто из героев книги ему больше нравится - князь Мышкин или Рогозин? – Дронов ответил - Настасья Филипповна. (Ну - парень. Естественно, нравится - девушка. Он и на шоу «Голос» выбрал Пелагею, хотя Д.Билан повернулся к нему в первую же секунду).
Из трёх главных героев романа выбрал героиню и выдвинул интересную версию, что Мышкин и Рогожин - это две стороны одного человека и на самом деле в реальности она любила одного:
- человека Духа и человека Страсти.
Один - понимает и сочувствует, видит во всех их лучшие стороны и, любя, прощает им - всем.
А другой – даже страстно любя, способен зарезать, не помня себя от ревности.
Вот это всё – вся эта информация пронеслась в мыслях за доли секунды при виде великолепно сидящего на нём сюртука. И как бы вторя моим мыслям, Ярослав запел «Грешная любовь».
Ну так это же его Рогожин! Страсть на грани жизни и смерти. «Люби меня – или убей!»
Но своего Рогожина Ярослав держит на коротком поводке. Смиряя и смиряясь. Человек Духа в нём - на порядок сильнее.
Ярослав проводит нас по истории Российской империи – от гусар ХVIII века, разночинцев XIX –го и следующий его костюм относится уже к XX веку Советской истории.
Черная кожаная куртка и повязка цвета флага напомнила фото революционных матросов и комиссаров первого Совнаркома СССР из советских фильмов,
и милицию из фильма «Рожденная революцией» - с одной стороны.
И байкеров-рокеров-мотоциклистов - с другой. Черные кожаные куртки-косухи стали непременным атрибутом голливудских мотогонщиков, начиная с фильма «Дикарь» 1953 года с Марлоном Брандо.
Хейтеры, испуганные стремительным взлётом SHAMANа, запоздало среагировали на его клип «Мы», на оба его варианта, вполне предсказуемой истерикой, попытавшись сравнить байкерский прикид… с СС-овской формой.
Они очень старались натянуть фашистскую сову на рокерский глобус, устраивая массированные набеги в комментарии и публикуя «разоблачительные» статьи и «обзоры».
Отвечаю: немецкая, в том числе СС-овская, форма не имеет ничего общего ни с черной кожаной курткой, ни с рокерскими наколенниками, ни с джинсами, ни с мотоциклетными берцами.
Ничего общего.
А немецкая форменная черная кожа – это ПЛАЩ, а не КУРТКА.
СС-овская (да и любая другая немецкая) форма – СУКНО, а не КОЖА. Другой крой. Иной силуэт. Нагрудные карманы, наконец - для тех, кто деталей не различает.
Но я понимаю, откуда у них эти навязчивые ассоциации.
Черная кожа, а, точнее, черный латекс, с непременной нацистской фуражкой и плеткой – это гораздо более позднее изобретение западного кинематографа, эротического садо-мазо, перекочевавшее в секс-шопы БДСМ.
Очевидно, авторы антирусских методичек выбирают секс-шоп, а не реальную историю. Это им ближе. Милее. Понятней.
Кстати, шутка в тему: Маски-шоу "Это не наши!"
Тем не менее, подгоняемые своими адвайзерами, хейтеры лезли из кожи, пихая невпихуемое.
Последним их аргументом стала дата – 20 апреля. По их логике, Ярослав выпустил вторую версию «Мы» на Красной площади «в ДР Гитлера».
Их западные кураторы помнят лишь свою, гитлеровскую, историю Европы – откуда им знать, что:
20 апреля 1942 года – День Победы Советской Армии в Битве под Москвой.
Самой трудной, самой выстраданной, самой первой победы над объединенным вооруженным до зубов европейским врагом в этой войне.
Откуда западным методистам, ведущим информационную и террористическую войну с русским самосознанием, взрывающим русских журналистов и писателей, преследующим наших лидеров мнений, знать, что Красная площадь в клипе «Мы» - та самая, с которой в холодный ноябрьский день 1941-го года, под звуки сводного оркестра, прямо с Парада строевым порядком уходили бойцы защищать подступы к столице. Та самая Площадь, к подножию Мавзолея которой, в победном 1945-ом сбросят в мусорную кучу поверженные штандарты и знамена врага. Та самая Красная Площадь – в чьём Мавзолее лежит основатель Советского государства, чей день рождения следует как раз за датой выхода клипа - 22 апреля.
И наконец-то (!) Мавзолей появляется в кадре не прикрытый плакатиками. И Ярослав, стоя на его фоне, поёт – «Никому не сломить!»
Это наша история и МЫ гордимся ею.
Откуда западным кураторам всё это знать? Они никогда не интересовались нашей историей. Зато дни рождения своих европейских маньяков вспоминают по первому щелчку.
Их сравнение триколора нарукавной повязки со свастикой я даже не хочу комментировать. Просто вставлю картинки с повязками цвета флага. Такие мы носили на дежурстве в школе, видели на народных дружинниках, у охраны Президента, и – на концертных костюмах поп-идолов.
Я в комментариях писала: если бы Ярослав въехал на Красную площадь на Харлее (мотоцикл Harley-Davidson), никаких отсылок к СС не возникло бы. Байкер, он и есть байкер.
Не знаю, с моей ли подачи SHAMAN появился на ГазпромАрене на настоящем Харлее, или нет. Но он это сделал. И сменил черную кожаную куртку на белую-серебряную, в очередной раз выбив почву из под ног недоброжелателей. Опять им, бедным, ломать голову, к чему бы прицепиться.
Ломали они голову недолго. «Harley-Davidson» – это же «пропаганда» западных ценностей, это «антипатриотично!» и «какой же он русский после этого» - такая вот случилась истерика.
Отвечу и на это:
С 1944 года московская милиция патрулировала столицу на тысячах американских «Harley-Davidson», полученными по ленд-лизу во время и после войны. К ним часто приделывали отечественные коляски. Американские мотоциклы колесили и по некоторым южным городам страны.
Выходит, и Харлеи уже часть русской истории.
И, закругляя тему Иконы стиля, хочу сказать об общем – стиле оформления клипов и сцены.
В клипе «Мы» от 12 апреля в День космонавтики читается визуальная стилистика культового фильма «ТРОН» 1982 года Стивена Лисбергера, где сюжет развивается внутри кибернетического мира компьютера. («Трон» – режиссерское сокращение от ЭлекТРОНный). «Трон» стал франшизой, в 2010 вышел «Трон-Наследие», или «Трон-2»
Темный фон и резко-контастные четкие линии неонового света. Та же футуристическая и кибер-электронная эстетика – в оформлении сцены концертной программы «Я русский».
И кстати, в своём кожаном плаще он выглядит русской версией Neo из другого культового "кибернетического" фильма - "Матрицы" - такой же стройный и подвижный.
Русские следуют в авангарде будущего. Такой, стало быть, посыл.
Вот такой русский стиль, на стыке времён – футуризм кибернетической эстетики и герои-разночинцы из русской классики А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского, революционные кожанки с нарукавными повязками - и рокерские косухи с мотоциклетными наколенниками, черные монашеские цвета – и минимализм японского дизайна, простой деревянный христианский крест – и блестящие стразы вышитого орла, русский кураж и молитвенная смиренность, пшеничные дреды – и строгая классическая стрижка.
Шамиль, блогер и моряк дальнего плавания, в свободное от рейсов время ведущий свой блог «Вечерний SHAZAM», так оценил стиль SHAMANа в реакции на песню «Я русский»:
- « У него, я вижу, костюмы такие интересные, НЕ СКУЧНЫЕ, как вот эти вот рэперские костюмы, которые последнее время одевают (хрень какую-то одевают). У него - чисто свой стиль я вижу. Прямо вот реально СВОЙ СТИЛЬ. Уже которую песню я смотрю – Гимн России, «Встанем», и сейчас вот эту («Я - русский») и я вижу, что у него Свой Стиль.
Он - лучший.
Но почему-то SHAMANа я узнал только сейчас. Это всегда так. Закон подлости, он всегда так работает. Так всё устроено – в нашей жизни почему-то работают только понты, к сожалению.
А он без понтов – он реально лучший.» (с)
SHAMAN может быть таким, каким захочет быть, не оглядываясь на чужое мнение. Потому что он – Русский.
В романе Федора Михайловича 18-летний Ипполит Терентьев спрашивает, обращаясь к Мышкину:
- «Правда, князь, что Вы раз говорили, что мир спасет красота?»
Голос SHAMANа, как и он сам – часть этой, спасающей мир, красоты.