1. Сведения о происхождении и первых годах жизни Елены
Первой игуменьей всем известного в наши дни Новодевичьего монастыря в Москве была девица из боярского рода землевладельцев Девочкиных Суздальского уезда. Уже в юности она поражала своим умом, высокой образованностью, умением самостоятельно и грамотно толковать духовную литературу, беседовать. Постриг она приняла в монастыре Покрова Богородицы в Суздале, который не раз посещал Великий князь Василий III.
Дату рождения преподобной относят к периоду между 1450 и 1460-м годами. О ее имени, при отсутствии исторических документов, ведутся споры. Есть мнение, что сначала она носила имя Агриппины, а имя Елена получила при пострижении в монахини. Другое мнение связывает пострижение девушки в монахини с именем Агриппины, а принятие схимы - с именем Елены. В наши дни ее принято почитать как преподобную Елену Московскую.
2. Как Елена попала в Новодевичий монастырь из Суздаля
Новодевичий монастырь основал по данному им обету Великий князь Василий III, мечтавший о наследнике. Весной 1525 г. по указанию князя из монастыря в Суздале были переведены в новый московский монастырь 18 инокинь во главе с Еленой. Она и стала управлять Новодевичьим монастырем.
Об этом событии Елена писала так: "взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением ... и приказал монастырь ведати мне..."
В первые годы существования Новодевичьего монастыря Елене приходилось нелегко: в его стенах появилось большое количество принимающих постриг из аристократических семей, знатных родов. Посещавшие их родственники подолгу гостили, перенося в монастырский быт мирские привычки иметь прислугу, трапезничать и не соблюдать режим по уставу. Елена запретила находиться в монастыре мирянкам. От монахинь она добилась четкого соблюдения монастырского устава, соблюдения запрета на прислугу и трапезы в кельях.
3. Земной конец преподобной Елены
На благо монастыря праведница Елена трудилась более 20-ти лет, снискав всеобщее глубокое уважение монахинь. В конце жизни ей приходилось, выполняя свой долг, переносить много физических страданий из-за слепоты, болезней, немощи. Датой ухода схимницы Елены является 18 ноября 1547 г.
Ее погребение осуществили с северной стороны алтаря белоснежного Смоленского собора монастыря. Позднее рядом с местом упокоения Елены Московской была погребена Феофания - одна из прибывших вместе с ней из Суздаля монахинь. Позднее над обоими могилами была возведена часовня, не сохранившаяся, к сожалению, до наших дней.
С тех пор в день 1 декабря в Новодевичьем монастыре поминают свою первую игуменью, вознося ей память, уважение и почитание.
Из уст в уста ходят сказания о том, как уже после своей смерти преподобная Елена несколько раз являлась сестрам Новодевичьего монастыря, чтобы поддержать их, защитить, подбодрить...
В 2024 г. Богородице-Смоленскому Новодевичьему женскому монастырю в Москве исполнится 500 лет. Сейчас на его территории идут реставрационные и ремонтные работы, и старинные постройки на глазах "молодеют", свежеют, становятся краше. Может ли быть, что среди нарядной толпы на грядущем праздновании незримо окажется древняя схимница, первая монастырская игуменья? Может ли быть, что она постоянно взирает на свое прекрасное детище с небес? Хочется верить, что да, что она всегда с нами.
Дорогие читатели! Поделитесь своим мнением о статье и деятельности преподобной Елены Московской.
3.