Как рассказали жители селения Кыфт, место это называлось Хор - Дауд (Бухта Давида!). По названию маленькой естественной бухточки, которая в этом месте образовалась на Ниле.
В общем, нашли первую яму. И в этот момент... с противоположного берега прибыл катер, чтобы забрать оставшихся... Привел его Даровских, впрочем, как рассказывал Николай Мерперт, "этому умному проницательному человеку ничего объяснять не понадобилось: он сам все увидел и оценил".
Что же касается открытия.... Рубеж IV и III тысячелетий это то время, тот период египетской истории, когда происходил переход от так называемого "додинастического" периода к первым, буквально еще вчера считавшимися легендарными, династиям фараонов. И вот оно: вполне вещественное подтверждение гипотезы.
Мерперт попросил его передать Борису Борисовичу Пиотровскому, что рабочие остаются, а "настроение его значительно улучшилось"...
Минут через сорок катер сходил на тот берег, вернулся, и все археологическое руководство трусцой от бухточки рвануло к раскопу - а это, вспоминает Николай Мерперт, метров двести бега по адской жаре....
****
... К этому моменту были раскопаны еще две ямы, обе - с сосудами, обе - прекрасно сохранившиеся.
В общем, началась работа. И новый, 1962 год уже не казался археологам столь безрадостным....
И что, И Борис Борисович Пиотровский распорядился празднование Нового года ускорить. Ну, и начали.
Допраздновали сперва до полуночи. Встретили Новый год по времени Каира. Потом, естественно, по Москве....
А бухточка Хор -Дауд вошла в историю.
Выглядело все примерно так: "Невысокое плато с плоской поверхностью, рассеченное проходящей в долготном направлении впадиной и обрамленное обычными песчаными всхолмлениями, начиналось в нескольких десятках метров от залива и, немного повышаясь, уходило к востоку. Площадь его составляла несколько сотен квадратных метров. От смежных участков его отличала как бы намеренно выровненная и более темная поверхность. Сравнительно небольшой слой рыхлого песка перекрывал плотный песчаниковый массив, в котором были выкопаны ямы".
***
Каждый новый день вскрывались все новые и новые ямы. Правильной грушевидной и полуконической формы. Тщательно выровненные, с обмазанными глиной стенами. Во многих хранились сосуды. Попадались и пустые. В общей сложности к апрелю были раскопаны и тщательно описаны несколько сот ям.
Росло и количество находок. Сосуды для воды и зерна. Лежавшие, как в первой яме, плашмя, или стоявшие горлом вверх. Попадались ямы с перевернутыми вверх дном сосудами.
А в сосудах.... "малые сосуды (один из них с превосходной спиральной росписью), каменные орудия труда, в том числе, обработанная замечательной «чешуйчатой ретушью» кремневая пила для камня, скорлупа страусовых яиц с гравировкой, всевозможные украшения и глиняные хозяйственные изделия. Некий мастер по производству глиняных бус спрятал в большом горшке все свои сокровища: заготовки — глиняные комочки, «полуфабрикаты» — необработанные изделия, наконец, тысячи шаровидных и веретенообразных бус".
Все тщательно описывалось, фотографировалось, зарисовывалось....
***
Ученые пришли к выводу, что ямы заполнялись в спешке.
Над поселком (сам он, скорее всего, к моменту раскопок уже находился на дне Нила) нависла какая-то угроза. Была это угроза затопления, опасность нападения соседей, определить невозможно. Но угроза была явной.
Так, "одна небольшая яма не была завершена. Лишь часть ее стенок была обмазана, комья глины для продолжения работы были сброшены на дно. Их размешивал правой ножкой ребенок лет 10–12, стоявший, очевидно, на левом колене на краю ямы. Следы ножки четко сохранились, с них удалось снять эстампаж, переданный потом в Государственный Эрмитаж".
Подобный общественный склад селения в Египте был обнаружен впервые.
Да, там не было драгоценностей. Не было произведений искусства. Однако он был бесценным свидетельством обычного человеческого быта обычного, одного из многих, поселка. В котором жили люди. Радовались и горевали, организовали склад еды и воды, пытались припрятать какие - то ценные для них вещицы и инструменты, которые после помогли бы всстановить поселок, если бы кто-то остался в живых...
***
Одновременно с раскопками Хор-Дауда продолжались и разведки.
Экспедиция постепенно вживалась в специфику местности, был открыт ряд новых объектов, например, стоянки времен палеолита и захоронения времен Древнего царства.
И еще - большой нубийский могильник начала II тысячелетия до н. э. на западном берегу Нила у поселения Наг-Набрук.
Занимал он примерно полгектара, большинство захоронений были разграблены еще в древности, но то, что не заинтересовало древних грабителей могил, поразило современных археологов: "довольно глубокие погребальные ямы окружались каменными кольцами, на которые накладывались следующие, вплоть до образования каменной башенки высотой в среднем до метра.
Костяки были найдены во всех ямах, обычно с довольно богатым инвентарем, но большинство погребений были ограблены в древности.
В десятке оказавшихся неограбленными могил найдены, прежде всего, большие ожерелья.
Иногда количество составляющих их каменных, костяных и раковинных бус превышало тысячу".
***
... а еще советские археологи принимали гостей. Николай Мерперт напоминает: тогда щла Холодная война (ага, 1961 год, Карибский кризис, на минутку) но... археологи прекрасно находили общий язык: наука связывала.
Советская концессия была самой северной, и никто не проплывал мимо, не остановившись.
Это бывало по пятницам, потому что в четверг вечером разводили шлюзы.
"Все экспедиции приезжали к нам, не давая нам выспаться в единственный свободный день...
Однажды произошел такой случай. Руководитель швейцарской экспедиции, человек очень пожилой, к нам сначала отнесся крайне сурово, потому что увидел людей в одинаковых робах цвета хаки, да и то, что в экспедиции были представлены только мужчины, тоже, навели швейцарца на определенные подозрения.
Пиотровский уехал в Каир, поэтому принимал я. Швейцарец был суров.
Мы не стали ему противоречить, я повел его в палатку-лабораторию, показал документацию"...
Расставались уже друзьями.
***
"Древняя Нубия. Результаты работ археологической экспедиции АН СССР в Объединенной Арабской Республике. 1961–1962/ Под общ. ред. Б.Б. Петровского. М.–Л., 1964"; в этом труде были подробно отражены результате первого сезона работы экспедиции.
Помимо раскопок, экспедиция решала еще одну, не менее захватывающую, задачу: ее целью было исследовать путь по которому из Нубии на строительство пирамид доставлялись гранитные плиты. И золото.
Решение подсказывала общая топография региона.
К востоку от мест работы советской экспедиции в сторону границы Эфиопии шло сухое русло некогда большой реки, сотни тысяч лет тому назад впадавшей в Нил.
И так же давно пересохшей.
Оно называется Вади Аллаки. Хорошая дорога среди пустяни...
Караваны из Египта в Нубию и обратно шли с незапамятных времен. И это не были верблюжьи караваны.
Верблюда одомашнили значительно позднее. Те караваны состояли из пеших носильщиков и груженых сверх всякого приличия самых пожалуй, древних, тягловых животных, прирученных человеком - осликов.
***
О том. что Вади Аллаки высохла еще в глубочайшей древности, и человеческая деятельность к этому не имеет ни малейшего отношения, говорит хотя бы тот факт, что Борис Борисович Пиотровский обнаружил в пересохшем русле остатки палеолитической стоянки - ашельского периода. Ашель в человеческой истории длился очень долго - с полутора миллионов до двухсот тысяч лет назад.
Тогда человечество впервые предприняло робкую попытку покинуть Африку - колыбель человечества.
Так вот, Борис Борисович Пиотровский обнаружил на дне реки не перекрывавшиеся позднейшими отложениями следы ашельской стоянки.
Ну и, помните в "12 стульях" знаменитую надпись "Киса и Ося были здесь?" Так вот, древнеегипетские Оси и Кисы мало чем отличались от описанных Ильфом и Петровым.
Тоже любили. Оставить надписи на скалах. За что им большое спасибо.
Николай Мерперт рассказывает, что обрамляющие Вади Аллаки скалы "сохранили многочисленные надписи, безусловно свидетельствующие о том, что именно по этому пути проходили древнеегипетские караваны вглубь Нубии".
***
Поскольку караваны шли пешими, шли ночами, а днем искали спасения от палящих лучей солнца, искали под отбрасывающими тень отвесными скалами, когда - то прибрежными, а ныне обрамлявшими Вали Аллаки, на этих скалах и концентрируются надписи.
К началу работы на предполагаемых караванных путях советской археологической экспедиции, английские экспедиции обследовали лишь ближайшие к Нилу 40 километров Вади Аллаки и зафиксировали 30 надписей.
Борис Пиотровский запланировал углубленное обследование вади с фиксацией всех памятников.
Что и делалось и в первый, и во второй сезон экспедиции.
Был пешим порядком обследован девяностокилометровый участок вади.
Разведки проводили Николай Мерперт и Олег Георгиевич Большаков (доктор исторических наук, известный востоковед). "Выходили мы на рассвете, чтобы хоть какую-то часть пути пройти до жары, шли зигзагом, пересекая вади от скалы к скале, особо выискивая скалы, отбрасывающие тень.
И многие из них оправдывали наши ожидания: их покрывали надписи и изображения — в большинстве своем древнеегипетские, хотя попадались и более поздние, вплоть до современных".
Нередко - хм... сомнительного содержания.
***
В результате этих работ число надписей, обнаруженных в Вади Аллаки, возросло более чем вчетверо.
Большинство из них принадлежали XIX династии фараонов.
После фиксации их местоположения и фотографирования все они были обследованы Пиотровским, сделавшим необходимые прорисовки и эстампажи, (такая специальная техника переноса оттиска рельефа на бумагу, которой в мое докомпьютерное время развлекался каждый мальчишка) посвятившим этим надписям - без преувеличения, эпиграфическим памятникам, отдельную монографию.
Несколько десятков их были обнаружены на скале, вершину которой украшали изображения бога Хора в обеих его ипостасях — сокола и человека. Фигуры высотой около метра были выгравированы на камне.
Ниже скалу сплошь покрывали надписи.
Их прочтение и толкование (интерпретация) были проведены Борисом Борисовичем Пиотровским уже в Каире.
И подтверждены чехом Ярославом Черны - признанным авторитетом и завкафедрой египтологии Оксфордского университета.
***
... А еще у Скалы Хора в Вади Аллаки натолкнулись на большой котлован. Выкопали его англичане.
Местные нубийцы рассказывали Борису Пиотровскому, что место это именуют «Воинским колодцем».
Николай Мерперт пишет: "Удалось выяснить, что во время знаменитого восстания Махди в Судане в последней четверти XIX в. англичане пытались обойти восставших с фланга, но остановились из-за отсутствия воды. Они попытались выкопать колодец, но воды не достигли".
К чему я это рассказал?
К тому, что история эта была и с предысторией, и с продолжением.
В 1843 году французы нашли в этом районе стелу с сохранившейся надписью. О строительстве по приказу Рамсеса II большого колодца на путях к золотым рудникам Нубии.
У колодца даже было имя, но узнать его тогда, увы, не удалось: фрагмент стелы был отколот.
А в 1963 году механик экспедиции Муса Умарович Юнисов нашел на краю этого котлована обломок камня с иероглифами.
Все бросились к месту находки и обнаружили еще несколько покрытых иероглифами камней - обломков крупной стелы.
***
Советские археологи, изучив и обнаруженные фрагменты, и изображения найденной французами стелы, выдвинули гипотезу: стелы могли быть идентичны и, не исключено, выполняли роль своеобразных дорожных указателей.
Если это так, на найденных Юнисовым фрагментах сохранилось как раз название колодца, отсутствовавшее на "французской" стеле: «Сила Рамсеса, возлюбленного Амоном, владыкой жизни».
Так что и англичане, возможно, не случайно искали воду именно там...
Кстати, сами золотые рудники экспедиция тоже нашла.
Николай Мерперт пишет: "Они располагались в пустыне на расстоянии около 100 км от Нила.
Разработки там велись буквально до последнего времени и отмечены несколькими одинокими крестами на могилах работавших на приисках и скончавшихся там христиан. Я помолился за тех, кто лежит под ними, и в несколько подавленном состоянии мы отправились назад".
Близ рудников были обнаружены еще две надписи (одна с титулом «херихеб»), которые Пиотровский считал самыми ранними из найденных в Вади Аллаки.
***
Сперва небольшая иллюстрация того, сколь значимо для египтян было строительство колодцев на путях в Нубию.
Сооружение колодцев было делом далеко нелегким, и основной заботой египтян при организации экспедиций за золотом было снабжение людей и животных водой. Об этом красочно рассказывает текст стелы Рамсеса II, найденной в крепости Бак у устья Вади Аллаки: «Есть много золота в стране Икит, хотя дороги весьма безводны и проходит туда немногие из золотоискателей — только половина их достигает ее, ибо умирают они от жажды на дороге вместе с их ослами. . . и желал каждый предыдущий царь выкопать колодец в ней, но не удавалось им".
***
Напомню, в 1961 г. Академией наук СССР было принято а решение об участии в кампании ЮНЕСКО по сохранению памятников Нубии в зоне затопления Асуанской плотины.
В Нубию была направлена археологическая экспедиция, которая работала два сезона: с 1 декабря 1961 г. по 31 марта 1962 г. и с 14 декабря 1962 г. по 16 апреля 1963 г.
Для работ был выбран район долины Нила протяженностью около 30 километров, от Герф-Хусейна до Махарраки, включая Вади Аллаки, по которому в древности и средние века шел путь к золотым рудникам Нубийской пустыни.
Результаты работ первого сезона опубликованы в книге «Древняя Ну-бия», издательство «Наука» 1964 г.
Во втором сезоне экспедиция свое внимание направила на изучение наскальных надписей Вади Аллаки, раскопки продолжались лишь на могильнике времени Среднего царства в хоре Набрук.
Вади Аллаки было исследовано на расстояние около 80 - 90 километров от Нила, соответственно зоне затопления, с разведкой местности до первых золотых рудников в Умм-Карейате.
***
Во втором сезоне экспедицией обнаружено и изучено 200 древнеегипетских надписей, преимущественно времени XVIII, XIX и XX династий египетских фараонов, но особый интерес представила находка двух надписей VI династии, называющих имена двух известных людей того времени, египетских сановников Ху веса и У ни.
Все надписи были выполнены участниками экспедиций в золотые рудники и позволяют судить об их организации.
В некоторых гробницах, кроме рельефов и надписей погребального характера, были помещены и автобиографические тексты, содержащие очень важные сведения о походах на юг.
Такие надписи сохранились в гробницах Хунеса, Пепинахта и Хирхуфа.
Очень важные данные о походах и экспедициях в Нубию содержит надпись знатного вельможи У ни, хранящаяся ныне в Каирском музее.
Как отмечал в своей монографии "Вади Аллаки" Борис Борисович Пиотровский, "Результаты работ экспедиции Академии наук СССР значительно дополняют материалы по древнеегипетской эпиграфике, собранные экспедициями других стран, участвовавших в изучении памятников Нубии на той территории, которая ныне затоплена водами Нила".
****
Особенно интересные сведения о связях Египта с южной Нубией сохранила автобиографическая надпись Хирхуфа, во времена VI династии возглавлявшего, по приказанию фараона, аж три экспедиции.
Во время второй из них, она длилась восемь месяцев, Хирхуф не только плыл на кораблях по Нилу, но и передвигался по суше с караваном из 300 ослов. И привез из Нубии не только черное дерево, слоновую кость, шкуры леопардов и благовония, но и ... карлика (дарги) который особенно заинтересовал фараона.
Как отмечает Борис Борисович Пиотровский, слово "дарги" для обозначения карлика до сих пор используется в амхарском языке.
«Да доставишь ты с собой этого карлика, которого ты привез из страны Ахтиу живым и здоровым». Фараон предписывает внимательно следить за ним, чтобы он не упал в воду и не сбежал бы. «Если ты достигнешь столицы, а этот карлик будет с тобой живым, целым и невредимым. . . то сделает мое величество для тебя больше, чем сделанное для казначея бога Баурдеда во времена Исеси, согласно желанию моего величества видеть этого карлика».
Фараон был мальчишкой, фараону было скучно...
***
Об археологии, тем более - о Древнем Египте можно писать и рассказывать бесконечно.
Некоторые изучению египтологии посвящают всю свою жизнь.
Однако, мы ведь говорили о чем?
О строительстве Асуанского гидроузла, о первом советском опыте подобного строительства за рубежом (сразу оговорюсь, он оказался не последним, достаточно вспомнить ГЭС "Табка" на реке Евфрат - ага, в Сирийской Арабской республике. Она работает!
Ираке, и связанные с ним увлекательнейшие раскопки памятников древней Месопотамии),
И о перемещении храмов Абу-Симбел.
Вот к Асуану и вернемся.
А об Ираке, может быть, как - нибудь, потом...
Но вот от приведения еще одного фрагмента надписи все же не удержусь.
Для понимания, сколь значимым для египтян было строительство колодцев на путях в Нубию.
Об этом рассказывает текст стелы Рамсеса II, найденной в крепости Бак у устья вади Аллаки: «Есть много золота в стране Икит, хотя дороги весьма безводны и проходят туда немногие из золотоискателей — только половина их достигает ее, ибо умирают они от жажды на дороге вместе с их ослами. . . и желал каждый предыдущий царь выкопать колодец в ней, но не удавалось им".
****
Ну, и возвращаясь к Абу - Симбелу, немного статистики: фасад храмов Абу - Симбел высечен в скале высотой 31 и шириной 38 метров. Над фасадом высечен орнамент в виде двадцати двух бабуинов, приветствующих восход солнца.
Каждый - высотой около 2,5 метров.
Фасад Большого храма украшен четырьмя статуями фараона, сидящего на троне. Высота каждой - 20 метров.
Вес каждой превышает 1200 тонн.
Фасад Малого храма украшают шесть 11-метровых фигур.
Между статуями фараона Рамсеса II помещены статуи супруги его Нефертари.
О его любви к супруге говорит, хотя бы, тот факт, что ее статуи выполнены соразмерными статуям фараона.
В проекте по перемещению храмов Абу - Симбела принимали участие более 50 стран мира.
Затраты на проект перемещения храмов составили в ценах 1968 года около 42 миллионов долларов.
Пещерный храмовый комплекс был передвинут на 65 метров вверх по склону и на 200 метров дальше от Нила.
Для перевозки храмы были распилены на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн.
***
Асуанская плотина впечатляет и сегодня.
В ее основание было вложено 430 млн. м3 грунта. Протяженность верхней дамбы в длину – 3,6 км, ширина - почти 1 км, высота - 111 метров.
Образовавшееся выше плотины озеро Насера - 550 километров в длину и 35 - в ширину. Площадь - 5250 кв.м.
Перекрытие реки состоялось 4 мая 1964 года. В церемонии приняли участие Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев и Президент Объединенной Арабской Республики Гамаль Абдель Насер.
На торжественном митинге в честь перекрытия великой африканской реки Хрущев зачитал Указ о присвоении Гамаль Абдель Насеру звания Героя Советского Союза с вручением ему Золотой звезды Героя и Ордена Ленина.
Звания Героя Советского Союза удостоился и вице-президент маршал Абдель Хаким Амер.
В торжественном запуске ГЭС 15 января 1971 года участвовали уже другие люди: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и Президент Египта Анвар Садат (тот самый, в 1952 году выступавший по радио от имени движения Свободных офицеров).
Вот о нем, а также о роли армии в истории современного Египта и поговорим.
Начнем на следующей неделе.
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona