Найти тему

Самую первую электрическую лампочку тоже изобрели в Воронеже

Во многих юмористических, и не очень, передачах Воронеж слывет эдакой сильной провинцией. Мол коровы тут по городским улицам ходят и на лошадях ездят. Ну а что такое рестораны и кинотеатры тут никогда не слышали. На самом деле, такая репутация у города сложилась, в том числе, благодаря переехавшим из города местным юмористам, которые нет-нет, да и попытаются принизить свою малую Родину. В угоду публике, так сказать. Воронеж уже стал именем нарицательным в этом плане. Меньше всего рассказывают о Воронеже с точки зрения того, что тут, например, Петр первый построил первый в России Военно-морской флот. Но, помимо Петра, Воронежу есть еще очень много чем гордиться. И одна из самых известных вещей, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно, была изобретена именно в нашем городе. Речь идет о лампе накаливания.

О том, кто изобрел самую первую электролампочку, споры ходят по сей день. И тут даже дело не только в самой лампочке, а в том, какой у нее был функционал. Самые первые опыты в мире относительно этого электрического освещения провел в 1840 году англичанин французского происхождения Де Ла Рю. Именно он придумал самый первый прообраз электрической лампочки. Но тогда его изобретение от лампочки в нашем современном понимании было еще далеко. Это была только лишь стеклянная колба, внутри которой размещалась платиновая проволока. Через проволоку проходило электричество, таким образом излучая свет. Но свет этот был совсем недолгим, потому как вакуум внутри колбы придумали немного позже. Придумал, кстати, тоже он.

-2

Затем во всем мире велись многочисленные разработки электрической лампочки. Говорить о том что лампочка является "лампой Ильича" или "Эдисона", будет совсем неверным, потому как таких изобретателей было много. Да и Ильич ее не изобретал на самом деле. У всех просто отличались методы и финальный результат. Был такой ученый и в России, который самым первым в нашей стране, и один из первых в мире изобрел уже самую настоящую, в современном ее понимании, электролампочку. Причем изобрел ее в Воронеже.

Изобретателя звали Александр Лодыгин и он учился в Воронежском кадетском корпусе. Но, по правде говоря, со временем будущая карьера военного его перестала привлекать совершенно. Ну а уже после кадетского корпуса он ее забросил совсем. Лодыгина больше привлекала наука и жажда изобретений. Чего чего, а изобретать он любил, а главное - умел. Например, в 1870 году, еще совсем молодой Лодыгин, 23 лет от роду, сам придумал и сконструировал, как он его называл, электролет. Штука была очень интересная и своеобразная. Но вот глазу человека того времени еще совсем непривычная. Собственно по этой причине чиновники, которые принимали решение о дальнейшем развитии и финансировании его проекта, сам проект "зарубили", посчитав его бесперспективным. К слову сказать, электролет позже станет первым прообразом современного вертолета.

-3

Лодыгин не отчаивался и продолжал изобретать, разработав в итоге через пару лет электрическую лампу. Напомню, это была одна из самых первых электрических ламп в мире. В 1873 году он смог убедить чиновников в ее полезности обществу и получил патент на выпуск нитиевой лампы. Изобретал и разрабатывал он ее как раз в Воронеже, а вот патент получил уже проживая в Санкт-Петербурге. Ну а родился он вообще в Тамбовской губернии. Кстати, известно, что во время его Воронежского периода жизни, коллеги, друзья и сослуживцы давали ему характеристику как "доброго, отзывчивого и всегда готового придти на помощь".

-4

Первая электролампа, изобретенная Лодыгиным, выглядела наподобие стеклянной фары, внутри которой размещались два медных стержня, к которым был прикреплен стержень меньших размеров, созданный из ретортного угля. Электричество подавалось через специальную оправу, которая находилась над отверстием устройства. Самые первые лампы, из-за присутствия в них кислорода, светили всего 30-40 минут и затем погасали. Но вскоре Лодыгин исправил ситуацию и научился выкачивать из них воздух. После этого лампы стали работать уже не 40 минут, а около 1000 часов, что стало настоящим прорывом в изобретении электролампочек. Кстати, в том же году, благодаря лампочкам Лодыгина, в российском городе впервые появилось уличное освещение. Было это, к сожалению, не в Воронеже, а в Санкт-Петербурге.

Есть и еще один довольно интересный факт о Лодыгине. В 1884 году он эмигрировал сначала во Францию, а затем в США. У нас на Родине его стали преследовать как революционера, а там позволили работать в лучших лабораториях и преподавать в ведущих институтах. И как раз Лодыгин, проживая уже в США, стал одним из первых изобретателей прообраза будущих электромобилей, которые в наше время уже не кажутся чем-то необычным.

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов