Найти тему

Январь-5 в ЗАЗ SENS (вместо Микас-7.6)

Разговоры о взаимозаменяемости Микас 7.6 и Январь 5.1 в России возникли почти сразу после старта продаж ЗАЗ SENS в 2006 году. И это при том что ранние серийные прошивки были лишены ошибок, вызванных несовместимостью калибровок, извечной проблемой цепи питания датчика фаз, некорректной работы канала детонации с уходом угла опережения зажигания в отрицательные значения и аварийного режима расчёта температуры охлаждающей жидкости при малейшем скачке напряжения на ДТОЖ в процессе прогрева двигателя...

Основной претензией к Микасу, который, к слову во многом опередил своё время (сегодня Вы не найдёте ДМРВ под капотом Весты или Гранты) была его ДЕРГОТНЯ. Увы, это следствие реализации принципиально двух разных программных алгоритмов в одном блоке — для режимов холостого хода и рабочего режима у Микаса даже коэффициенты коррекции времени впрыска раздельные. И это отнюдь не прихоть — те кто пытался так или иначе «подружить» ранние «Январи» с датчиком давления воздуха знают, что настроив прошивку под конкретную машину и переставив ЭБУ на другую такую же, зачастую всё приходится начинать сначала. У Микаса такой проблемы быть не может: если на второй машине смесь в режиме ХХ по тем или иным причинам оказалась обеднённой — достаточно просто увеличить коэффициент коррекции времени впрыска. И при этом вы никоим образом не затронете рабочий режим.

Не то чтобы у Января не было как такового режима холостого хода — он там, конечно есть, но… если говорить простым обывательским языком, там он в большей степени интегрирован в систему как таковую целиком. Регулировать CO на этих блоках возможно только одновременно во всех режимах работы двигателя. Следовательно, чтобы создать сколь-нибудь универсальную прошивку, необходимо «поймать» на материнском авто такой состав смеси, при котором отклонения как в ту, так и в другую сторону в равной степени не будут приводить к эффекту «домино». Уводить смесь в сторону порога обеднения в угоду экологии, как то сделано в Микасе здесь, увы, нельзя.

На заре покорения украинскими машинами российского рынка в свет вышла J5LS (Light Sport) с интегрированными в систему в том числе прямыми графиками давление-обороты-УОЗ (карбюраторный режим) по аналогии с тем как то реализовано в блоках Микас-7. Увы, до прямых графиков топливоподачи тогда дело не дошло. Топливоподача здесь всё так же привязана к цикловому наполнению, а давление воздуха пересчитывается в его расход. Тем не менее, заполучив заветное БЦН для конкретного мотора дальше «крутить» прошивку уже можно вручную. К сожалению, большинство тюнеров пошло по пути «костыль — лучший друг человека», и имея БЦН какого-нибудь 2111, многие пытались обмануть ЭБУ (кто как мог) с целью заставить работать МеМЗ более-менее адекватно.

J5LS на связи
J5LS на связи

Так, первая НЕДЕЛЯ моей работы с J5LS была посвящена поиску и изъятию из прошивки всевозможных «костылей». Впрочем, я забегаю вперёд. На сегодняшний день перед тем как что-то начинать, необходимо обрисовать портрет целевой аудитории. Будем честны: энтузиастов и «любителей» среди владельцев немногих уцелевших на сегодняшний день Сенсов… как бы это помягче сказать… «чрезвычайно мало». Вопрос замены встаёт по сути лишь в двух случаях:

1) Работа системы настолько неадекватна, что проще заменить «мозги», нежели разбираться в причинах

2) Родной блок физически (аппаратно) либо программно неисправен

И в первом, и во втором случае бюджет владельца автомобиля, рыночная стоимость которого редко превышает 200 000 рублей будет ограничен. Следовательно, ставку надо делать на самый дешёвый блок. За «полноценный» Январь 5.1 просят от 3000 рублей, что в ряде случаев сопоставимо со стоимостью Микаса. Однако, вопросом удешевления озадачились давно и в промышленном масштабе - «обрезанный» Январь 5.1.1 сегодня можно при желании найти за 500 рублей, то есть по цене десяти литров бензина. Насколько он годится на SENS? Средне-статистический калибровщик скажет что «не годится», поскольку реализует одновременный впрыск. Что же, я люблю задачи, которые многие считают нерешаемыми.

Для того чтобы блок 5.1.1 как таковой заработал на СЕНСе нужна доработка либо жгута ЭБУ («косы»), либо самого ЭБУ. Трогать жгут на совершеннолетней машине крайне не рекомендуется., поэтому решаем простую логическую задачу «как реализовать управление форсунками в жгуте 7.6\5.1 через BTS 141»:

Управление форсункой 1 в М7.6 — это контакт 23
Управление форсункой 4 в М76 — контакт 34
Управление форсунками 1 и 4 в блоках 5.1.1 — контакт 15

Следовательно, для того чтобы 1 и 4 форсунка начали прыскать, нужно соединить межу собой 15, 23 и 34 контакты.

Управление форсункой 2 в М7.6 — это контакт 16
Управление форсункой 4 в М76 — контакт 35
Управление форсунками 2 и 3 в блоках 5.1.1 — контакт 33

Следовательно, для того чтобы 1 и 4 форсунка начали прыскать, нужно соединить межу собой 16, 33 и 35 контакты.

Аппаратная доработка блока 5.1.1 для работы со жгутом Январь-5 (-41) \ Микас 7.6
Аппаратная доработка блока 5.1.1 для работы со жгутом Январь-5 (-41) \ Микас 7.6

Собственно, после этого блок 5.1.1 без внедрения в прошивку уже успешно запускает двигатель в аварийном режиме, если отцепить ДАД, с холостыми в 1500 об\мин.

Далее нужно интегрировать БЦН нашего мотора, пересчитать шаги РХХ и состав смеси. Для Января нужно прибавлять +10 шагов к установкам Микаса, поскольку максимальное эффективное число шагов в случае с Микасом 120, а в случае с Январём 140. У Микаса график прибавки к топливоподаче от температуры составляется в условных единицах (где 1 = 100%), а у Января на каждую точку температуры свой состав смеси. Следовательно, приняв заранее установленное значение состава смеси на ХХ для прогретого мотора за 100%, нужно пересчитать значения по всему графику. Скажу сразу: график от ВАЗ не подойдёт (очевидно, из-за ДМРВ). Углы опережения зажигания у МеМЗ тоже свои: берём график УОЗ для частичной нагрузки из прошивки Микас-7.6 и пересчитываем его для соответствующей режимной точки Января. То же самое проделываем с графиком максимальной нагрузки и ПХХ. Всё остальное (между этими тремя точками) можно подтянуть «на глаз».

Хорошая новость в том что вам не придётся проделывать всё это самостоятельно, поскольку я уже это проделал за вас :)

-3

Мои субъективные впечатления от работы Сенса на J5LS положительные. Можно не бояться передавить «газ» при движении в пробке на первой передаче, отпадает и необходимость нивелировать разгон и торможение педалью сцепления. Если вручную обогатить смесь, можно получить хороший прирост мощности. Если бы я не дорожил так данными о пробеге в EEPROM, я бы наверно оставил на своей машине Январь… Под конец резюмирую (ещё раз), в каких случаях может потребоваться J5LS:

1) Вы захотели прошить свой Микас, но не учли что EPPROM в этом блоке затрагивать нельзя… Теперь Ваш Микас способен запускать мотор только как Январь, а следовательно Вам нужна «январская» прошивка, и в идеале под штатный ДАД.

2) Ваш штатный блок управления пришёл в негодность: в результате коррозии или короткого замыкания — не суть важно. Быть может его попросту украли (да, такие случаи есть). Покупка другого такого же Микаса — мероприятие ценой от 3000 рублей. Январь 5.1.1 если повезёт Вы сможете найти рублей за 700; ещё в 400 обойдётся моя прошивка… Итого экономия в 2000 рублей.

3) Вы пересели на SENS после «Лады», и никак не можете привыкнуть к реакции мотора не педаль акселератора… С Январём SENS ведёт себя как хорошо знакомая вам LADA :)

4) Вы хотите скрыть реальный пробег автомобиля (например, при продаже): блоки М7.6 хранят в EEPROM данные «регистратора»: общий пробег, время работы двигателя в различных диапазонах оборотов и на холостом ходу; время перегрева, перекрута и детонации. Данные, конечно, можно обнулить, но дотошный покупатель явно заподозрит неладное, узрев в регистраторе нули. Январь не хранит данные о пробеге, а следовательно ориентироваться можно только на штатный одометр на приборной доске.

P.S.: заказать прошивку можно на моём сайте