Добрый день, друзья! Сегодня я решила представить на ваш суд новую рубрику "Историческая фотография".
Разумеется, все подборки будут так или иначе связаны с Турцией и турками. От вас тоже многое будет зависеть. Я посмотрю на отклик аудитории, количество лайков и комментариев, чтобы понять, насколько силён ваш интерес и продолжать мне эту рубрику или нет.
1. Баши-бозук, Зейбеки, конец XIX века.
Зейбеки, или "эфе" - это потомки древнего фракийского населения в юго-западной Анатолии, долгое время не подчиняющиеся османской власти. Зейбеки были разбойниками и морскими пиратами, нападавшими на османские гарнизоны и торговые суда, а также защитниками сельского населения. Период их формирования и активности - середина XVII и первая часть XX вв. Последним их "боевым выходом" была борьба с греческой оккупацией во время греко-турецкой войны 1919-1922 годов. В масс медиа их часто путают с баши-бозуками, османскими наемниками из Африки и Азии, но это разные понятия.
По этническому происхождению зейбеки и не турки, и не греки. Генетические исследования относят зейбеков к коренному населению юго-восточной части Балканского полуострова. Отколовшись от исконных фракийских земель, они образовали "этнические группы" свободных людей на юго-западе современной Турции. Сейчас это провинции Измир, Мула, Айдын и Денизли, где до сих пор живут потомки зейбеков и процветает их культура.
Подобно казакам в России, зейбеки имеют все признаки субэтнической группы. Поколениями они вступали в браки исключительно между собой, формировали свои традиции, кухню, диалект, танцы и так далее. Зейбеки носили свою собственную яркую национальную одежду. Для мужчин это короткие, до колен, брюки и плотные гетры, украшенные цветами и бахромой высокие шапки и тюрбаны, закатанные до локтей рубашки, и широкие пояса-кушаки, расшитые руками жён и любимых девушек.
Вопрос к читателям: как вы думаете, почему зейбекам были так важны голые коленки и предплечья?
Для меня тема зейбеков особенно остра, потому что мой муж Нихат родом из района, в своё время являвшего крупным центром "зейбечества", и оба его прадедушки, так сказать, участвовали. Поэтому будет отдельная статья на эту тему.
2. Кюфеджи - носильщик пьяниц. Стамбул 1960-е.
Как видите, услуга "трезвый водитель" появилась в Турции задолго до того, как это стало мейнстримом.
Изначально, еще с османских времён, носильщики с большими плетёными корзинами-кюфе поджидали клиентов около базаров и рынков, чтобы за небольшую плату помочь горожанам доставить до дома их покупки. Называли их "кюфеджи". Однако времена поменялись, и с открытием в больших городах варьете, баров и пивных, у кюфеджи появился новый источник дохода - разносить по домам загулявших или конфликтных посетителей, посадив их в свою корзину. Особенно распространена эта деятельность была в конце 50-х - первой половине 60-х годов.
От этого явления в турецком языке появилось выражение "кюфелик олмак" - быть пьяным настолько, что нет сил стоять на ногах; напиться до "корзинного" состояния.
Информация для моих учеников турецкого: küfe - большая плетёная корзина; küfeci - носильщик с такой корзиной; küfelik olmak - напиться в зюзю.
3. Турецкий лейтенант, 1940-е.
Фотография, чтобы растопить застывшие от декабрьских морозов сердца моих читательниц :-) Перед вами светлоглазый красавчик-лейтенант мальчик молодой турецкой армии в новенькой парадной форме. Форма такого образца была принята в начале 30-х годов и использовалась до конца 40-х. До сих пор в разных источниках можно натолкнуться на информацию, что дизайн формы был разработан Коко Шанель по личной просьбе Ататюрка, однако официального подтверждения этому нет.
Вопрос моим ученикам и просто знающим турецкий - что написано в углу?)
4. Турецкий мега-снеговик. Стамбул, весна 1929 года
До того, как в Турции стали лепить привычных нам милых снеговиков (kardan adam - человек из снега), там лепили вот таких жутких снежных троллей (gulyabani - пещерный тролль, великан).
В 1929 году Стамбул пережил одну из самых холодных и снежных зим в истории. Льдины, оторвавшиеся от реки Дунай, частично покрыли Босфор и залив Золотой Рог. Толщина снега местами достигала 4-5 метров.
6 января 1929 года начавшийся в полночь снежный буран стал предвестником бедствия, которое продолжалось 55 дней. Огромный город, совершенно к такому не готовый, был фактически парализован. Цены на дрова и уголь взлетели. 21 января в церкви Айя Димитри в Татавла (Курталуш) произошел пожар, который быстро перекинулся на другие дома. Из-за ветра, отсутствия воды и суровых погодных условий сгорели 500 домов. К 2 февраля встали все паромные и железнодорожные рейсы. В удаленных районах города, таких как Бостанджи, Эренкой и Бейкоз, жизнь фактически встала. Больные и немощные не могли получить помощь, люди замерзали в домах и на улицах, тела оставались там же по нескольку дней и даже недель. Голодные волки спустились в Бешикташ, свободно бродили по району. На Босфоре были замечены крупные льдины и торосы шириной до десяти метров и толщиной три метра. Снегопады продолжались почти без перерыва до 12 марта.
5. Утро в Балате. Стамбул, 1989 год.
Закончить данную подборку мне хотелось бы чем-то позитивным. Считаю, что фото счастливого любопытного мальчишки подходит для этого как нельзя лучше. Кажется, как будто он вот-вот вгрызётся в пахучую хрустящую хлебную макушку и запьёт её свежим молоком, а потом весело захохочет и побежит домой, где мама уже накрыла завтрак... Ведь наше с вами детство было таким же, и хлеб также восхитительно пах, и мамин завтрак, пусть и самый простой, был самым вкусным. Детство - это когда для счастья и радости нужно так мало...
Автор фото: известный турецкий фотограф и фотокорреспондент Эрдал Языджи.