Найти тему

Балалайка - это русский музыкальный инструмент?

У русских народных инструментов непростая роль в истории музыки. Долгое время они были под запретом, а музыканты и музыкальные мастера - подвергались всевозможным гонениям со стороны церкви и светской власти.

В этой статье мы затронем тему создания балалайки, её отвержения и принятие в концертные залы. Становления и закрепления как русского народного музыкального инструмента.

Многие учёные 19 века полагали, что балалайка изобретена самими русскими во время татарского владычества или, по крайней мере, заимствована от татар. Эту идею развил А.С.Фаминцын, выдвигая гипотезу о происхождении термина «балалайка» от татарского слова «бала» - дитя, детѐныш. По его мнению, этот термин заключает в себе понятие о «детской болтовне, пустяках, ребячестве и т.д». Также слово «балалайка» имеет и славянские корни. Термин имеет две основы. Первая основа – «бал», означающий «разговаривать». А вторая основа – «лайка»- резкие отрывистые звуки. Балалайку часто в народе называют балабайкой, что также означает «болтать», «балабонить».

Первые письменные упоминания о балалайке относятся к семнадцатому столетию. Музыкальный инструмент описан в московских хрониках 1688 года. В основном, на инструменте играли простые люди. Считается, что первые балалайки имели круглую форму, похоже на домру. И только в 18 веке появляется инструмент с треугольным кузовом. Дабы меньше напоминало тогда запрещëнную домру. Также изменили приём игры на нём, вместо щепочки или пера, которым исполняли на домре и на других родственных инструментов, играли просто пальцами.

-2

На популярность балалайки во второй половине VIII в. указывает то, что среди её любителей было немало представителей «высшего сословия». По свидетельству историка Н.Эйдельмана, сам Павел I поигрывал на балалайке. Однако музицирование на музыкальном инструменте в просвещённой среде, в привилегированных слоях общества являлось всë же исключением, а не правилом. В общественном сознании она закрепилась как инструмент "низкого" происхождения.

Своеобразный «удар» по популярности балалайки был нанесён распространением семиструнной русской гитары, появившейся на рубеже XVIII и XIX веков. Музыкальный инструмент вытесняется из домашнего музицирования. А к 50-ым годам, о балалайке вспоминают как об инструменте, давно вышедшем из употребления.

Создание концертной балалайки

Активная творческая деятельность В.В.Андреева (1861-1918) и его сподвижников ознаменовала начало нового этапа в истории развития русской народно-инструментальной музыки, определила коренной перелом в судьбе балалайки. Заслуга Василия Васильевича Андреева заключается в том, что он сумел увидеть перспективу развития балалайки, вывести этот инструмент на эстраду, привлечь к нему внимание музыкальных и общественных деятелей, а главное создать из усовершенствованных балалаек и домр первый национальный оркестр. Создание Андреевского коллектива было уникальным. Никогда в практике не существовало оркестра, инструментарий которого был столь доступен для начального освоения.

В.В.Андреев
В.В.Андреев
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов

«Балалайка хотя и имеет всего три струны, но нисколько не уступает по своим музыкальным качествам другим, ей подобным инструментам. Идея моя увенчалась успехом. Балалайка широко распространилась среди русского общества и возбудила внимание и большой интерес за границей» в предисловии к «Школе для балалайки» писал В.В.Андреев.

Первые попытки реконструкции балалайки Андреева наталкиваются на трудности, связанные с общественным предупреждением против инструмента: ни один из ведущих столичных мастеров не соглашался подрывать свой авторитет производством столь "простонародного" музыкального инструмента. Но, в 1887 году, по заказу Андреева, мастер Франц Пасербский создал первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил еë грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический. А вскоре этот мастер сделал разновидности хроматических балалаек: приму, альт, бас, и несколько позже - пикколо, контрабас.

-5

Концертные выступления Василия Васильевича имели большой успех у публики и способствовали стремительному росту популярности его хроматизированного инструмента. Число желающих научиться играть на нѐм быстро росло. В 1887 году Василий Андреев совместно с П.К.Селиверстовым издал первую школу игры для пятиладовой балалайки. А уже к декабрю этого года организовал в центре Петербурга класс балалайки, в котором ежедневно проводил уроки. Исполняли «на слух», «с рук» преподавателя, так как ни сам Василий Андреев, ни его ученики нот не знали. А в самом способе обучения были заложены навыки ансамблевой игры, что привело в дальнейшем к образованию «Кружка любителей на балалайках».

Быстрой популярности инструмента способствовала разработанная В.Т.Насоновым и В.В.Андреевым нотно-цифровая система, упростившая начальную стадию освоения балалайки. Благодаря созданию Андреевым и его сподвижниками оригинального репертуара для балалайки, она зазвучала в гимназиях, лицеях, гарнизонах. Создание В.В.Андреевым для балалайки вальсов, полонезов, мазурок, маршей явилось важным фактором для дальнейшего развития балалаечного искусства.

В современном виде балалайка стала музыкальной эмблемой России, символом русского народного музыкального творчества. По своей популярности с ней не может сравниться ни один русский народный щипковый инструмент. С каким восторгом отзывался о ней русский композитор П.И.Чайковский, прослушав игру ансамбля балалаек под руководством В.В.Андреева: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре! По тембру – это незаменимый инструмент!». То, что многие ведущие композиторы обратили внимание на балалайку и еѐ возможности, открывает хорошие перспективы для еѐ уверенного пребывания на академической сцене.