Странный и неоднозначный спектакль "Неформат" поставил адвокат Михаил Барщевский на сцене театра "У Никитских ворот". Это сплав театра и кухонных разговоров.
Безусловно, Михаил Барщевский человек талантливый и артистичный, как и полагается быть хорошему адвокату. В своём спектакле "Неформат" он провоцирует, он обсуждает острые темы и проходит по грани. При этом он прекрасно знает, где остановится.
Спектакль можно разбить на две составляющие. Основную линию ведут актёры Ольга Лебедева и Игорь Скрипко. Молодой художник приходит к старушке и они ведут разговоры, в котором поднимают темы нетрадиционной любви, педофилии, инцеста, человеческих отношений. При этом художник, конечно, за прогрессивность, а старушка мастерски подводит его к размышлениям о том, что не всё должно быть позволено. Между ними идёт этакий пинг-понг, в котором бабуля переигрывает молодость вчистую.
Внезапно поймал себя на мысли, что у Игоря Скрипко есть что-то от Олега Даля. Внешняя лёгкость, а в грустных глазах просматривается внутренний, сложный, вдумчивый характер.
Внезапно оказывается, что зрители присутствуют на открытой репетиции. Перед сценой стоит столик, где сидят сам Михаил Барщевский и Денис Юченков, исполняющий роль Режиссёра. Они выходят на сцену и Барщевский играет сам себя. Идут отсылки к Марку Розовскому, театру и зарплатам актёров. Зрители видят фрагменты репетиций, где царит импровизация. Как известно, лучшая импровизация это импровизация подготовленная. Но полное ощущение того, что актёры не играют, а просто репетируют. И в этой репетиции много юмора.
В спектакле также затрагивается вопрос гастарбайтеров. На сцене появляется Яна Прыжанкова в образе уборщицы из Средней Азии Зухры. И обсуждаются тонкие темы миграции. Но подано это в лёгкой аккуратной форме.
То есть спектакль идёт волнами: серьёзная часть, в котором, собственно, происходит спектакль и лёгкая, весёлая репетиция, где актёры импровизируют и подкалывают друг друга.
Конечно, автор отталкивался от "Преступления и наказания" Достоевского. По ходу пьесы мы слышим от Режиссёра, что в конце Художник должен убить Старушку. Но мы этого не видим. Зато на сцене есть сейф с драгоценностями, который Старушка не может открыть.
Художник пытается это сделать, но его тоже ждёт фиаско.
В конце Михаил Барщевский остаётся один на один с залом и рассуждает о коррупции, Петре первом, Суворове, Кутузове приводя некоторые исторические факты, которые не очень удобны, оставляя зрителя размышлять.
Это спектакль на темы, которые обсуждают здесь и сейчас. Полагаю, что и интересен он будет ровно до того момента, когда изменится повестка дня.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы