Введение
Считается, что "Евгений Онегин" - лирический роман, где Пушкин от душевной полноты между делом рассказывает о себе, своих друзьях, высказывает свое мнение о наболевших проблемах, описывает красоты природы. Он также говорит о своих героях и как он к ним относится.
Вот цитаты из образцов школьных сочинений, которые я нашла на Интернете:
«Пушкин рассказывает в романе не только о героях, но и о себе.»
«...мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным...»
«...автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их.»
«Автор в романе выступает как главный судья. Его прямые сопоставления себя с героями или отдельные фразы и слова, косвенно выражающие его отношение к тому или иному происшествию, например, о том, как “мило поступил” Онегин с Татьяной, – это его оценка характеров героев. Без нее читатель вряд ли бы смог глубоко понять их.»
В академическом тексте «Сюжетная линия автора» О.В. Барский
(https://cyberleninka.ru/article/n/yuzhetnaya-liniya-avtora-v-romae-a-s-pushkina-evgeniy-onegin/viewer)
пишет об авторе как о персонаже и рассказчике. В то же время он приписывает автору примечания к роману. То есть он не видит разницы между вымышленным персонажем-автором в самом романе и Пушкиным, который сочинил и роман, и примечания.
Речь от автора, прямо не связанная с сюжетом, называется в "Онегине" "лирическими отступлениями». Предполагается, что их можно без ущерба для понимания романа выбросить. Большая часть текста оказывается ненужной.
Ни о каком другом романе грамотный исследователь уже не скажет, что повествователь — это сам автор. Даже если повествователь похож на автора, это не автор, а вымышленный герой. Для «Евгения Онегина» делается исключение для сохранения традиции (традиции непонимания).
Различия между Пушкиным и Сочинителем в романе
Конечно, Сочинитель — вымышленный. Но написан ли он так, чтобы читатель отождествлял его самим Пушкиным?
На первый взгляд - да. Сочинитель приписывает себе некоторые произведения, которые А.С. Пушкин написал до 23го года, адаптированную биографию Пушкина.
Но это - пушкинская мистификация, одна из многих в романе. Вот четыре причины среди многих, почему Сочинителя нельзя отождествлять с Пушкиным.
1Сочинитель утверждает, что он дружил с Онегиным, которого он тут же придумывает. В восьмой главе он живо полемизирует с выдуманным им читателем. Если считать, что Сочинитель - сам Пушкин, придется признать, что у Пушкина были галлюцинации, он общался с выдуманными им героями. Роман приобретает клинический смысл. Как бы мы ни понимали общение Сочинителя с выдуманным им героем, по крайней мере мы остаемся при убеждении, что с автором “Евгения Онегина” все было в порядке.
2 Характер Сочинителя резко меняется от главы к главе. Достаточно сравнить первую и вторую главы, которые были написаны подряд в один и тот же год в одном и том же месте. Пушкин не мог радикально измениться между главами. То есть тут не может быть речи об эволюции образа Пушкина вслед за эволюцией самого Пушкина.
Но в первой главе Сочинитель - наивный юный самовлюбленный поэт, уверенный, что его многочисленные друзья и почитатели очень хотят услышать о его личной жизни («Теперь от вас, мои друзья, вопрос нередко слышу я: «По ком твоя вздыхает лира?»») Хотя он и скептически относится сам к тому, что у него получается («противоречий очень много»).
Во второй главе мы видим умудренного жизнью Сочинителя, который почти перестал говорить о себе, и сомневается, что его творчество сохранится («Но я бы кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук»).
Эти образы автора разные. Это означает, что ни тот, ни другой образ автора не может совпадать с Пушкиным. Скорее, в образе Сочинителя Пушкин создает свой иронический автопортрет. И в первой главе, и во второй, он утрирует некоторые свои черты.
3 В первой главе Сочинитель заявляет
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу.
Другими словами: "Смысла нет. И не ищите. " Если понимать это как высказывание Пушкина о романе, получается, что "Онегин" задуман как упражнение на стихосложение. Можно не читать. Если мы понимаем это как высказывание фиктивного Сочинителя, мы читаем дальше, чтобы понять задачу, которую поставил и решил Пушкин через все эти парадоксы.
4 Как бы писатель не старался "высказать себя", автопортрет в художественном произведении - это только портрет, не оригинал. Это касается не только романов, но и стихов. Поэтому в принципе нельзя отождествлять лирического героя с автором.
Другими словами, если отождествлять Сочинителя с Пушкиным, как сам Пушкин предлагает, то абсурдные противоречия делают роман бессмысленным. Не оставляют читателю никакой возможности прикоснуться к истинному смыслу произведения.
Одна из задач читателя - понять, зачем нужны все эти пушкинские мистификации. Насколько я знаю, этот вопрос никогда не был явно сформулирован.
Литературные предшественники
Пушкин не изобрел форму "роман в романе". Он знал об этой традиции, например, из романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Стерн был одним из любимых писателей Пушкина, он читал его еще в Лицее.
Вот что написано о персонаже этого романа В Викитеке:
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»— это не только анекдотическая история нескольких лет из жизни обитателей Шенди-Холла. Это в своем роде и роман о романе. Мы присутствуем при создании книги.
Не последним среди оригиналов, населяющих Шенди-Холл и его окрестности, является и сам Тристрам Шенди — «герой» и «автор» всей книги.
В какой-то степени это — двойник самого Стерна; но вместе с тем он и не сливается вполне с писателем. Стерн умеет незаметно, между строк, обособиться от Тристрама, фигура которого отчетливо выступает на подмостках романа, освещенная отблесками стерновской иронии.
То же самое можно сказать и о Пушкине по отношению к "Евгению Онегину".
Выводы
Понимание различия между Сочинителем и Пушкиным принципиально для понимания романа: если в романе что-то сказано «от автора», то это нельзя понимать буквально как высказывание Пушкина. Если высказывание Сочинителя о герое противоречит тому, что мы знаем о герое из текста, то мнение Сочинителя субъективно, характеризует его самого, а не героя.
То, что называется лирическими отступлениями, - это речь Сочинителя, который является одним из главных персонажей в романе, наряду с Онегиным и Татьяной. Сама эта речь обладает сложной структурой, как я покажу дальше.