Июль 1997 года, Охотск.
Здравствуй мама! Мы живём хорошо. Два раза ходили на рыбалку. Первый раз ловили на удочки хариуса, дядя Володя сделал нам удочки, и мы начали ловлю, но ничего не поймали и голодные и усталые вернулись домой на микроавтобусе. А второй раз мы браконьерили на сетку: как только её поставили, дядя Володя сказал: «Сетка не наша (на случай, если появится рыбинспекция). С этого момента сетка не наша, мы приехали отдыхать и ждём хозяина сетки». Мы разожгли костёр и стали ждать, но ничего не ловилось, рыба плескалась около противоположного берега, а на мели (на том берегу) лежала рыбина (горбуша) брюхом вверх, мы думали, что она мёртвая, но вдруг она задёргалась, и я (несмотря на то, что река была бурная, горная, но небольшая) предложил сплавать за рыбой на тот берег (река была тёплой), но дядя Володя сказал, что река глубокая и может меня понести. Тогда я взял камни и начал кидать в рыбину на тот берег, а от волн, создаваемых плеском камней (вернее падением) рыба перевернулась и нырнула в воду, и уплыла. В тот день мы тоже ничего не поймали, и вернулись в таком же состоянии, как и в прошлый раз. Вот такие дела. Погода у нас отвратительная — пасмурно, ливни целыми днями, только временами бывают солнечные дни.
До свидания. Целую, скучаю. Мальчик (10 лет)
За сто лет до описываемых событий... Сильницкий А.П. «Рукописный отчет о поездке в Северные округа Приморской области», 1901 год:
Весной 1898 года в Охотск через Якутск проникли 4 семьи Минусинских переселенцев: Сергея Рягузова, Гавриила Фролова, Алексея Петухова и Еремея Делягина. Эти 4 семьи осели на берегу моря в 7-ми верстах от Охотска в так называемом Старом Порту. В дето 1899 года из наносного леса ими построены исправные дома со всеми хозяйственными службами. Заведены всякие рыболовные принадлежности, собаки и до 30 голов прекрасного рогатого скота. Новосёлы дружно принялись за своё хозяйство. При этом они не беспокоили начальство никакими просьбами и ссудах и разного рода льготах. «В Охотске жить привольно» - говорили они нам. Рыбы, лугов сколько хочешь. Охотская рыба нерка отличается особыми вкусовыми качествами. Копчёные балыки находят хороший сбыт. Новосёлы за два года проживания в Охотске устроились хорошо и стали зазывать своих родичей.
И родичи в весну сего года непременно пришли бы, если бы не пароход В.К.Ж.Д. «Мукден». Этот пароход, придя в прошлом году на Охотский рейд, получил требование на приёмку крестьянских балыков в день прихода. На другой день погода была свежей, и довезти груз до парохода не позволил бар. На третьи сутки вышел срок стоянки парохода. Он ушел, оставивши у перечисленных выше крестьян копчёных балыков на сумму до 8000 рублей. Эти балыки, простоявши год в плохо сбитых ящиках, ни какими брезентами не покрытыми, конечно испортились. В этом году крестьяне, опасаясь, что балыки вновь не будут приняты на пароход, сократили их производство. Три ходока, пришедшие по их письмам осматривать Охотские места, пошли обратно, говоря, что промышлять в Охотске балыки — дело неверное. Возьмут балыки на пароход — хорошо, а не возьмут — всё пропало. В эту навигацию на пароходе «Гирин» отказались принять в Охотске собак до Аяна. Собаки — это жизнь северянина. Собачья нарта есть мерило благосостояния тамошнего жителя. Я не знаю мотивы отказа, но констатирую лишь факты отказа.