До 1944 года Монголия и Тува были единственными социалистическими образованиями, кроме СССР, на карте мира. И вот под конец Великой Отечественной войны Тува вошла в состав советского государства. Почему так не сделала Монголия, расскажет корреспондент «Минской правды».
Схожесть истории
История Монголии и Тувы во многом похожа.
История Монголии и Тувы во многом похожа. В 1921 году им наконец удалось прогнать белогвардейцев, которые заполонили их земли после падения армии Колчака на Дальнем Востоке, и получить суверенитет. До революции же Тува находилась под протекторатом Российской Империи. В конце войны, как я уже сказал, они попросились в состав СССР. Глава Тувы лично поехал в Москву с прошением.
У Монголии же более грустная история. Исторически так сложилось, что на юге китайское население преобладало над коренным. И Китай всегда имел виды на эту территорию. В 1915 году спор разрешился: Монголия была поделена на внешнюю и внутреннюю часть.
Внешняя впоследствии построила социалистическую государственность. Внутренняя же стала районом на севере Китая. Вроде все стало на свои места, однако социалистическая часть Монголии постоянно просилась в состав СССР.
Почему не вошла в Союз
Вроде вопрос звучит странно, с чего бы вдруг другое государство должно было войти в состав СССР. Но политика, осуществляемая монгольскими властями, была схожа с советской, да и отношения были хорошими. Именно Монголия сделала безвозмездный лошадиный «ленд-лиз» во время войны. Полудикие и небольшие лошадки были гораздо более приспособленными к военным действиям на Восточном фронте, чем другие породы. С 1943 года по конец войны каждая пятая лошадь на фронте была из Монголии.
Поэтому не так и странно, что они хотели в состав СССР. Однако, так как Китай считал Монголию своей исторической территорией, Советы не хотели эскалации на границе. А повод опасаться был…
В Китае всегда лестно отзывались о персоне Иосифа Виссарионовича Сталина. Но пришел Хрущев: XX съезд КПСС, культ личности и т.д. Это все не нравилось Мао, который считал такое отношение к Сталину предательским. Да и политика Хрущева на сближение с Западом не впечатляла Мао. Как можно отказаться от идеи мировой пролетарской революции?
Годы напряженных отношений вылились в пограничный конфликт. В 1969 году Китай напал на дальневосточный остров Даманский, который когда-то принадлежал империи Цин. Советская армия отбила атаку, а Мао не решился начать полномасштабную войну за маленький кусочек некогда великой империи.
Возможно, дела пошли бы иначе, если бы Монголия была в составе СССР — ведь это могло бы послужить более весомым поводом для начала войны. Несмотря на независимость Монголии, до распада Советского Союза во всем мире ее называли 16-й республикой из-за схожести в идеологии и методах управления.
Автор: Кирилл Калечиц