Найти тему
Энергия из отходов

Упаковка: переработать или использовать еще много раз?

Использование вторичных материалов для производства новых — одна из составных частей цикличной экономики, важность которой не подвергается сомнению. Однако согласно последним исследованиям, есть еще более эффективный путь — повторное использование тары и упаковки вместо переработки их в новые материалы. Расскажем, что необходимо предпринять, чтобы эта система заработала.

Увеличив долю многоразовой упаковки всего на 10%, можно к 2030 году заменить более 1 триллиона одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков. 153 миллиарда предметов не попадет в мировой океан и водные системы. Такие данные содержатся в новом отчете Oceana — крупнейшей международной организации, занимающейся сохранением океана. Чтобы представить масштаб этих цифр, можно представить путь от Земли до Луны. Сложенные в ряд триллион бутылок и стаканчиков — это 300 таких расстояний.

По данным Oceana, в 2022 году население планеты использовало около 1,5 триллионов одноразовых пластиковых бутылок и чашек, 168 миллиардов из них попало в мировой океан. Исследование, опубликованное в журнале Nature Sustainability в 2021 году, показало, что пластиковые бутылки — второй по распространенности тип отходов, загрязняющих водную систему.

-2

Решением этой проблемы может стать повторное использование упаковки. Многоразовые бутылки набирают популярность во многих странах, хотя в некоторых, наоборот, теряют ее, как, например, в США и Великобритании. На Филиппинах 40% всех безалкогольных напитков продаются в многоразовой таре. Использовать бутылки можно минимум 50 раз, чашки — более 100 раз.

В отчете Oceana доказывается, что увеличение на 10% использования многоразовой тары вполне достижимо. Мировые лидеры по производству безалкогольных напитков (а следовательно, и крупнейшие поставщики пластиковых отходов) The Coca-Cola Company и PepsiCo уже взяли на себя такие обязательства. Причем у них уже имеется довольно крупная система многоразовой упаковки. Другим производителям также придется активизировать свои усилия в этом направлении.

-3

Исследователи отмечают важность именно повторного использования тары. Компании более активно продвигают идею добавлять большее количество переработанного материала в одноразовые бутылки. Однако такие меры не сокращают количество образующихся отходов.

Мэтт Литтлджон, старший вице-президент Oceana по стратегическим инициативам: «Мы потратили слишком много времени на погоню за циклическими фантазиями, в то время как огромное количество пластика продолжает заполнять наши океаны. Чтобы действительно изменить ситуацию, необходимо заменить одноразовый пластик многоразовой упаковкой. Нам нужно, чтобы компании и правительства перестали делать ставку не на ту лошадь при переработке и вместо этого уделили приоритетное внимание расширению и восстановлению систем многоразовой упаковки».
Мэтт Литтлджон, старший вице-президент Oceana по стратегическим инициативам: «Мы потратили слишком много времени на погоню за циклическими фантазиями, в то время как огромное количество пластика продолжает заполнять наши океаны. Чтобы действительно изменить ситуацию, необходимо заменить одноразовый пластик многоразовой упаковкой. Нам нужно, чтобы компании и правительства перестали делать ставку не на ту лошадь при переработке и вместо этого уделили приоритетное внимание расширению и восстановлению систем многоразовой упаковки».

За последние 5 лет появились пилотные проекты, которые являются шагом в правильном направлении. Однако необходимо, чтобы действия продолжались и масштабировались.

Фонд Эллен Макартур, известный своим продвижением экономики замкнутого цикла, изучил работу системы возвратной многоразовой тары. Схема проста: клиенты покупают продукты, затем возвращают упаковку, ее очищают и наполняют заново перед повторной продажей. Поскольку в этом случае задействованы не только покупатели и продавцы, но и финансовые и государственные организации, в исследовании приняли участие более 60 крупных организаций. В их числе эксперты по повторному использованию, розничные торговцы и крупные бренды, среди которых The Coca-Cola Company, Danone, PepsiCo и Unilever.

-5

Общий вывод исследования — чтобы наступили глобальные изменения, необходимо применить новый подход к расширению повторного использования за счет общей инфраструктуры, стандартизации упаковки и активного сотрудничества.

Было смоделировано 4 варианта применения многоразовой упаковки, для которых разработали 3 сценария изменений. Для некоторых товаров возвратная упаковка уже является проверенным решением (как например, для некоторых видов напитков) и самый действенный сценарий, предусматривающий системные изменения, примерно соответствует уже действующим решениям. А, например, для средств личной гигиены или продуктов питания необходимы дальнейшие исследования и разработки.

-6

Исследователи пришли к выводу, что системы возврата должны быть оптимизированы с учетом трех ключевых факторов.

Первый: масштабирование и создание общей инфраструктуры — сбора, транспортировки, сортировки, очистки. Здесь важно не только разделить затраты, но и предоставить покупателям максимальную информацию и возможность простого использования.

Второй: Стандартизация упаковки и объединение в пулы. Для определенных продуктов это может значительно повысить эффективность сортировки, очистки и хранения, сократить расстояния транспортировки (а следовательно, и выбросы транспорта). Например, разные компании, производящие шампуни, могут разливать их в одинаковые бутылочки. А узнаваемый вид определенных брендов придавать им с помощью крышек и наклеек.

Третий: высокий уровень возврата, который можно обеспечить только стимулируя его и обеспечивая удобство обслуживания клиентов. Если этот показатель будет невысоким, система не сможет быть выгодной. Производителям и всем остальным участникам процесса придется договориться между собой.

-7

Но есть ради чего стараться. Согласно самому амбициозному сценарию под названием «Системные изменения», повторное использование тары может сократить выбросы парниковых газов

на 35-69%,

расход воды на 45-70%, а использование первичного сырья на 45-76%.

Эксперты считают, что ключевую роль может сыграть депозитная система, когда стоимость упаковки изначально заложена в цену товара и возвращается покупателю, когда он приносит тару обратно. Несмотря на то, что сортирующих и сдающих отходы на переработку людей становится все больше, в общем объеме этот процент минимален. Привлечь массовую аудиторию можно лишь заинтересовав ее — и морально, и материально.

-8

В нашей стране это доказал проект компании «РТ-Инвест». Разработанные ей фандоматы работают в Подмосковье с марта 2021 года. Они принимают пластиковые бутылки и алюминиевые банки, а взамен начисляют бонусные баллы, которые можно потратить в компаниях-партнерах программы — продуктовой сети «ВкусВилл», сервисе UDS, электронной библиотеке «ЛитРес», сети «Додо Пицца», обувной сети Ralf Ringer — или отправить на благотворительность.

-9

Популярность фандоматов подтверждается количеством пользователей и объемом собранных вторичных ресурсов. За время работы экопунктов жители Подмосковья сдали через роботизированную систему 7,3 млн пластиковых бутылок и 2,9 млн алюминиевых банок — это 260 тыс. кг чистого сырья, готового к переработке. Было начислено 51 млн баллов, значительную часть которых — 6,6 млн — участники потратили на покупку продуктов.

По материалам: emf.thirdlight.com, oceana.org, ellenmacarthurfoundation.org, reuters.com