Использование вторичных материалов для производства новых — одна из составных частей цикличной экономики, важность которой не подвергается сомнению. Однако согласно последним исследованиям, есть еще более эффективный путь — повторное использование тары и упаковки вместо переработки их в новые материалы. Расскажем, что необходимо предпринять, чтобы эта система заработала.
Увеличив долю многоразовой упаковки всего на 10%, можно к 2030 году заменить более 1 триллиона одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков. 153 миллиарда предметов не попадет в мировой океан и водные системы. Такие данные содержатся в новом отчете Oceana — крупнейшей международной организации, занимающейся сохранением океана. Чтобы представить масштаб этих цифр, можно представить путь от Земли до Луны. Сложенные в ряд триллион бутылок и стаканчиков — это 300 таких расстояний.
По данным Oceana, в 2022 году население планеты использовало около 1,5 триллионов одноразовых пластиковых бутылок и чашек, 168 миллиардов из них попало в мировой океан. Исследование, опубликованное в журнале Nature Sustainability в 2021 году, показало, что пластиковые бутылки — второй по распространенности тип отходов, загрязняющих водную систему.
Решением этой проблемы может стать повторное использование упаковки. Многоразовые бутылки набирают популярность во многих странах, хотя в некоторых, наоборот, теряют ее, как, например, в США и Великобритании. На Филиппинах 40% всех безалкогольных напитков продаются в многоразовой таре. Использовать бутылки можно минимум 50 раз, чашки — более 100 раз.
В отчете Oceana доказывается, что увеличение на 10% использования многоразовой тары вполне достижимо. Мировые лидеры по производству безалкогольных напитков (а следовательно, и крупнейшие поставщики пластиковых отходов) The Coca-Cola Company и PepsiCo уже взяли на себя такие обязательства. Причем у них уже имеется довольно крупная система многоразовой упаковки. Другим производителям также придется активизировать свои усилия в этом направлении.
Исследователи отмечают важность именно повторного использования тары. Компании более активно продвигают идею добавлять большее количество переработанного материала в одноразовые бутылки. Однако такие меры не сокращают количество образующихся отходов.
За последние 5 лет появились пилотные проекты, которые являются шагом в правильном направлении. Однако необходимо, чтобы действия продолжались и масштабировались.
Фонд Эллен Макартур, известный своим продвижением экономики замкнутого цикла, изучил работу системы возвратной многоразовой тары. Схема проста: клиенты покупают продукты, затем возвращают упаковку, ее очищают и наполняют заново перед повторной продажей. Поскольку в этом случае задействованы не только покупатели и продавцы, но и финансовые и государственные организации, в исследовании приняли участие более 60 крупных организаций. В их числе эксперты по повторному использованию, розничные торговцы и крупные бренды, среди которых The Coca-Cola Company, Danone, PepsiCo и Unilever.
Общий вывод исследования — чтобы наступили глобальные изменения, необходимо применить новый подход к расширению повторного использования за счет общей инфраструктуры, стандартизации упаковки и активного сотрудничества.
Было смоделировано 4 варианта применения многоразовой упаковки, для которых разработали 3 сценария изменений. Для некоторых товаров возвратная упаковка уже является проверенным решением (как например, для некоторых видов напитков) и самый действенный сценарий, предусматривающий системные изменения, примерно соответствует уже действующим решениям. А, например, для средств личной гигиены или продуктов питания необходимы дальнейшие исследования и разработки.
Исследователи пришли к выводу, что системы возврата должны быть оптимизированы с учетом трех ключевых факторов.
Первый: масштабирование и создание общей инфраструктуры — сбора, транспортировки, сортировки, очистки. Здесь важно не только разделить затраты, но и предоставить покупателям максимальную информацию и возможность простого использования.
Второй: Стандартизация упаковки и объединение в пулы. Для определенных продуктов это может значительно повысить эффективность сортировки, очистки и хранения, сократить расстояния транспортировки (а следовательно, и выбросы транспорта). Например, разные компании, производящие шампуни, могут разливать их в одинаковые бутылочки. А узнаваемый вид определенных брендов придавать им с помощью крышек и наклеек.
Третий: высокий уровень возврата, который можно обеспечить только стимулируя его и обеспечивая удобство обслуживания клиентов. Если этот показатель будет невысоким, система не сможет быть выгодной. Производителям и всем остальным участникам процесса придется договориться между собой.
Но есть ради чего стараться. Согласно самому амбициозному сценарию под названием «Системные изменения», повторное использование тары может сократить выбросы парниковых газов
на 35-69%,
расход воды на 45-70%, а использование первичного сырья на 45-76%.
Эксперты считают, что ключевую роль может сыграть депозитная система, когда стоимость упаковки изначально заложена в цену товара и возвращается покупателю, когда он приносит тару обратно. Несмотря на то, что сортирующих и сдающих отходы на переработку людей становится все больше, в общем объеме этот процент минимален. Привлечь массовую аудиторию можно лишь заинтересовав ее — и морально, и материально.
В нашей стране это доказал проект компании «РТ-Инвест». Разработанные ей фандоматы работают в Подмосковье с марта 2021 года. Они принимают пластиковые бутылки и алюминиевые банки, а взамен начисляют бонусные баллы, которые можно потратить в компаниях-партнерах программы — продуктовой сети «ВкусВилл», сервисе UDS, электронной библиотеке «ЛитРес», сети «Додо Пицца», обувной сети Ralf Ringer — или отправить на благотворительность.
Популярность фандоматов подтверждается количеством пользователей и объемом собранных вторичных ресурсов. За время работы экопунктов жители Подмосковья сдали через роботизированную систему 7,3 млн пластиковых бутылок и 2,9 млн алюминиевых банок — это 260 тыс. кг чистого сырья, готового к переработке. Было начислено 51 млн баллов, значительную часть которых — 6,6 млн — участники потратили на покупку продуктов.
По материалам: emf.thirdlight.com, oceana.org, ellenmacarthurfoundation.org, reuters.com