Найти тему

Каратель (1989)

Дела давно минувших дней.

Ах, век высоких технологий, ах эра компьютерной графики в кино!.. Времена эпических баталий Джексона и внеземных красот Лукаса!..

А вот и нет! Снимать можно и без этого! И комиксы экранизировать тоже. Ведь снимали же «Суперменов» в условиях, далеких от мощностей Лукас Арт.

Итак, на дворе 1989 год. Программа СНВ-2, закат социализма, Буш и Горбачев. И в это сложное время Марк Голдблатт снимает фильм по мотивам комикса фирмы Marvel «Punisher» - «Каратель». Пригласив в качестве консультанта самого Стена Ли, а на главную роль назначив «шведского великана» Дольфа Лунгрена.

История Фрэнка Кастла проста и отполирована десятками фильмов эпохи расцвета американского полицейского боевика. После смерти семьи на его глазах, полицейский уходит в подполье и решает мстить, по одному убивая крупных и мелких гангстеров по всему городу.

Фильм, конечно, хорош. И не только для своего времени. Хотя сейчас он и выглядит несколько наивно. Но есть несколько «но», на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это уровень игры актеров. Дольф Лунгрен тогда еще, по большому счету, только начинал карьеру актера. За его спиной только несколько фильмов, в которых он в основном играл тупых мордоворотов а-ля Иван Драго. И хотя у него достаточно неплохо получилось изобразить душевные страдания героя, молчаливый фатализм, смешанный с желанием убивать у него получился значительно лучше.

Лунгрен фактурен, хорош в боевых сценах и прекрасно смотрится в образе мотоциклиста-металлиста. Идея о том, что герой скрывается в подземельях, неплохо вписывается в сюжет. Но остаются неотвеченные вопросы – где он брал оружие, как выходил на своих жертв (один информатор бомжеватого вида не в счет), что, в конце концов, ел?

Антигерои смотрятся неубедительно, как в постановке ТЮЗа районного уровня. И итальянские мафиози, и якудза – все одно. Главный босс местной мафии не харизматичен, мягок, и не держится в образе, как новичок на родео. Предводительница якудзы достаточно холодна и опасна на вид, но ее подчиненные иногда просто смешны (особенно дочь с совершенно европейским лицом).

Во-вторых, фильм совершенно не отвечает запросам фанатов комиксов. Он, кроме имени главного героя и общей идеи, ничем не перекликается с бумажной основой. Поставьте вместо Фрэнка Кастла какого-нибудь Джона Доу (что потом неоднократно проделывали всяческие Д.Уинскотты, М.Дудикоффы и даже сам С.Сигал), и вы не заметите эту ленту среди десятка ее сестер. Нет ни известных публике злодеев, ни помощника Карателя, ни знаменитого черепа на одежде – его заменяет бедный череп на черене рукоятей ножей, которые, как визитки, оставляет главный герой в телах преступников.

Неизвестно, на какой стадии из процесса съемок был исключен Стен Ли, но то, что с минимальными затратами можно было создать более вкусный пирог, это факт.

Третье, и главное «но» - оно важнее всего. Заключается все в том, что когда мы впервые смотрели фильм, мы не знали о комиксе. А когда узнали, вспомнили о существовании этого фильма, мы уже неплохо знали историю героя, да и впечатление было уже подпорчено новым фильмом.