Целью установки мониторов в студии является получение ровной частотной характеристики и правильного отображения стерео-пространства.
Качество звука мониторов зависит не только от них самих, но и от акустики помещения. Поэтому лучше уделить внимание обработке комнаты и оптимальной установке мониторов, чем покупать новые мониторы за большие деньги.
Вот несколько правил, которые я соблюдаю при установке студийных мониторов:
1. Симметрия стен.
Важно, чтобы стены за и по бокам от мониторов были симметричны.
Среда вокруг звукорежиссера не так критична. Мнения о симметрии передней и задней стен разнятся. Но большинство экспертов согласятся, что стена за звукорежиссером должна иметь хорошую звукопоглощающую способность и не быть параллельной передней стене, чтобы не создавать стоячих волн.
Профессионалы советуют обрабатывать всю зону в районе мониторов для минимизации отражений. Также полезно обрабатывать боковые стены только перед мониторами, чтобы уменьшить отражения от них.
Симметрия между и вокруг мониторов в комнате способствует лучшему воспроизведению стерео-картины. Если мониторы установлены несимметрично, то отражения от задней стены у одного монитора будут отличаться от отражений у другого, что приведет к искаженному восприятию стерео-звука.
2. Правило равностороннего треугольника
Мониторы должны быть установлены так, чтобы звукорежиссёр находился в центре между ними, а расстояние от головы до каждого монитора было одинаковым. Это называется «правилом равностороннего треугольника».
Если мониторы слишком далеко друг от друга и от звукорежиссёра, то акустические свойства комнаты будут сильнее влиять на звук, особенно на средних и высоких частотах, а если слишком близко, то звук не сформируется в единую звуковую картину.
3. Высота
При работе с двухполосными мониторами уши должны быть на уровне линии, соединяющей НЧ- и ВЧ-динамики, а при работе с трехполосными – на уровне линии, соединяющей СЧ- и ВЧ-динамики.
Если мониторы будут слишком ниже или выше ушей, то АЧХ будет искажена.
Высота мониторов очень важна для правильной установки. Только подобрав оптимальную высоту экспериментальным путём, вы сможете правильно оценивать звучание мониторов.
Также необходимо обеспечить жесткую фиксацию мониторов. Жесткая фиксация мониторов поможет получить четкий звук, особенно при большой громкости.
4. Влияние комнаты
Для того, чтобы мониторы воспроизводили звук правдоподобно, важно учитывать, как звуковые волны взаимодействуют с комнатой прослушивания.
Звуковые волны отражаются от разных поверхностей в произвольном порядке. Звук рассеивается твердыми, но неровными поверхностями, а мягкими и пористыми - поглощается.
Низкие частоты звучат по-разному в зависимости от размеров помещения и места, где стоят мониторы. Это связано с тем, что НЧ-волны имеют большую длину и почти не воздействуют на материалы стен, пола и большинство предметов в комнате. Когда НЧ-волна встречает препятствие, она почти полностью отскакивает назад.
Если с мониторами используется сабвуфер, то лучше ставить его так, чтобы он был на разном расстоянии от трех ближайших боковых стен комнаты, потому что некоторые низкие частоты усиливаются стеной, которая ближе всего к сабвуферу.
Если сабвуфер находится на одинаковом расстоянии от отражающих стен, то некоторые низкие частоты будут звучать слишком громко, что вызовет неприятный гул на этих частотах.
Можно значительно улучшить звучание низких частот, правильно расположив мониторы.
Нужно обратить внимание на расстояние между мониторами, передней и задней стеной. Чем больше разница в форме и углах между передней и задней стеной, тем меньше будет нежелательных резонансов от образующихся стоячих волн, которые искажают АЧХ.
5. Двигайте мониторы и сравнивайте звук
Чтобы найти лучшее расположение мониторов, включите запись с хорошо очерченным центром стерео-картины. Поставьте мониторы на расстоянии около 1 – 1.2 метра друг от друга и направьте их на уровне вашей головы.
Слушайте, насколько четко звучит центр. Отодвиньте мониторы на 10-15 см и сравните звучание. Продолжайте так, пока центр не начнет терять фокус.
Так вы определите максимальное расстояние между мониторами, при котором сохраняется плотность центра и баланс стерео-картины.
6. Подстраивайте звук под себя
Если звук распределен неравномерно по фронту или смазан, проверьте расстояние от одного из мониторов до вашей головы. Иногда даже несколько сантиметров разницы в этом расстоянии могут сильно повлиять на восприятие звука.
7. Влияние расстояния на частоты
Движение мониторов в стороны больше влияет на диапазон нижних средних частот, а движение вперед/назад – на диапазон низких.
8. Наклон
При установке мониторов не забывайте про такой важный параметр, как угол наклона. Наклоны вперед/назад могут существенно изменить звучание.
9. Направленность
При расстановке мониторов обратите внимание на их направленность. Лучше всего настраивать этот параметр вдвоем.
Сначала мониторы следует направить на точку за вашей головой, сохраняя равное расстояние от уха до динамика каждого монитора. При проигрывании сигнала вы должны сосредоточиться на фокусе, а ваш помощник, стоя за монитором, должен поворачивать его вокруг оси. После того, как вы найдете оптимальное положение первого монитора, второй следует установить так же.
Помните, что одни мониторы работают лучше, когда повернуты внутрь, другие – нет. Но если у вас есть сомнения на счёт того, в каком положении звук более честный, рекомендуется просто сделать незначительный поворот мониторов внутрь.
Напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у многих производителей студийных мониторов есть свои рекомендации касательно их расстановки, поэтому не поленитесь заглянуть в инструкцию.
Помните, что любые советы, в том числе и изложенные в этой статье – всего лишь фундамент, основываясь на котором и постоянно экспериментируя, вы сможете добиться хороших результатов.
👉🏽 Дориан ВКонтакте
👉🏽 Дориан Telegram
👉🏽 Дориан YouTube
👉🏽 Дориан Rutube
👉🏽 Наш чат
👉🏽 Поддержать Дориана