Заметка N1
Наши талантливые предки эпохи палеолита не придавали большого значения лицу, если дело касалось человека, даже если этот человек был женского пола.
Фигурка Венеры из Виллендорфа - это прекрасно демонстрирует. Эти 11 сантиметров известняка воспевали женскую плодовитость задолго до Рубенса, намекая, на суть божественной красоты. Богиня пышна и плодовита - она порождает новые миры и других богов.
Ее называют Венерой, этим приписывая определенный античный контекст, но на самом деле, мы ничего не знаем об этой фигурке, тем более, как она называлась по-настоящему 29 тысяч лет тому назад.
Это маленькое чудо экспонируется в Вене, в Музее естествознания. Стеклянный ящичек с Венерой находится в деревянном хранилище похожем на греческий храм. На нем написано «Венера Виллендорфская». При желании можно нажать на кнопку, которая находится рядом с экспонатом. Свет, освещающий Венеру, поменяется на красный и зазвучит тихая музыка.
Такое решение экспозиции, музыкальное и световое сопровождение, помогают заполнить пробелы в знаниях об этом объекте искусства. Но мой взгляд, это накладывает определенное клише в восприятии.
Интересен и тот факт, что ее считают первым изображением человека. В эпоху позднего палеолита, люди виртуозно изображали животных на стенах пещер, но изображений человека долго не находили, пока в 1908 г. не нашли эту фигурку. Вслед за Венерой из Виллендорфа были найдены многие другие «Венеры» и не только в Австрии.
Мелкой пластики, которая изображала бы мужчин, пока так и не была найдена. Этот момент повлиял на рождение идеи о матриархате в человеческом обществе в те времена.
Археологи, изучившие каждый миллиметр Венеры Виллендорфской пришли к выводу, что её фигура обусловлена природной формой камня. Резчик ( а может быть и резчица? ) лишь наметил руки и ноги. Эта техника, объясняет, почему все найденные «Венеры» не обладают унифицированными пропорциями ( вроде 90-60-90), а имеют разную грудь, бедра и рост.
@Classic_roses