Тропы являются одним из распространённых средств художественной выразительности.
Тропы-слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи.
Виды тропов:
- гипербола;
- литота;
- сравнение;
- эпитет;
- олицетворение;
- метафора;
- метонимия;
- аллегория;
- перифраз;
- ирония и т.д.
Разберём каждый троп по отдельности.
Гипербола- это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Примеры гиперболы:
- И сосна до звезды достаёт (О.Э. Мандельштам)
- Мильон терзаний (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
- Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
- Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
Литота- это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преуменьшении.
примеры литоты:
- Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. В. Гоголь)
- Мальчик с пальчик
Сравнение- это приём, основанный на образном сопоставлении, соотнесении предметов или явлений при наличии общего существенного признака.
сравнение образуется несколькими способами:
- с помощью сравнительных союзов: "как", "словно", "будто", "точно", "ровно", "что"
- формой ТВОРИТЕЛЬНОГО падежа
- Формой сравнительной степени прилагательного или наречия
- Лексически- с помощью слов "подобный", "похожий"
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыдание,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Ещё примеры сравнений:
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Самым распространённым тропом в литературе является эпитет. Его используют и в лирических произведения и в эпических.
Эпитет- это художественное, оценочное, эмоциональное, образное определение. Чаще всего выражен прилагательным и отвечает на вопрос: какой?
Однако не стоит путать эпитет от обычного прилагательного!
Прилагательное выражает признак предмета, является самостоятельной частью речи. Тогда как эпитет, используется только в добавок к основному слову, как дополнение. Эпитет используют для того, чтобы усилить образ, добавить красок в текст. Эпитет, обычно, добавляется к слову в виде прилагательного, наречия или числительного.
Примеры:
- Золотой осенний сад ("осенний" не будет являться эпитетом, т.к. никак не усиливает образ сада)
- Свежее летнее утро ("летнее" также не будет эпитетом)
- Лучистые глаза
- Отговорила роща золотая... (С.А. Есенин)
Олицетворение- это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Примеры:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Метафора- это скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений. Когда признаки одного переносятся на другое по сходству (переносное значение!)
Метафора позволяет почувствовать взаимосвязь, казалось бы, разных далеких предметов и явлений.
Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение- это целый набор таких метафорических приемчиков.
- Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
- А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
- В саду горит костёр рябины красной (С.А. Есенин)
Метонимия- это вид тропа, в котором сближаются слова по смежности(близости) обозначаемых ими понятий. Явления или предмет изображается с помощью других слов или понятий, заменяющих смежное словосочетание.
Примеры:
- Так вкусно, что съел целую тарелку ( с содержимого, внутреннего на содержащее, внешнее)
- Прочитал всего Шекспира, поздний Блок, ранний Есенин (с произведений на имя автора)
Аллегория- это троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного образа.
Примеры:
- Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
- Осел – упрямство и невежество.
- Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
- Петух – самолюбие и зазнайство.
- Заяц – хвастовство и трусость.
- Стрекоза – беспечность.
- Муравей – трудолюбие.
- Мартышка – глупость и так далее.
Перифраз- это один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его характерные признаки, усиливающим изобразительность речи.
примеры:
- Животные- братья наши меньшие
- Марс – красна планета
- Волк – санитар леса
- Лев – царь зверей
Ирония- вид комического, представляющий собой употребление слова или оборота речи в противоположном значении, скрытая, тонкая насмешка, выражающаяся в осмеянии того или иного явления.
Виды иронии:
- Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «ну ты и храбрец!»:
- Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
- Самоирония – направленная на самого человека. Например, известная фраза «ну где уж мне, дураку, понять» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.
Примеры:
- Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел. - Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил. - Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.