Бороздя «Кинопоиск», наткнулся на этот фильм и призадумался: а не его ли мне рекомендовали посмотреть, вместо чего я посмотрел унылую шляпу «В тумане»? Краткая аннотация сообщала, что фильм про войну, про немецкого солдата и раненого красноармейца, оказавшихся в одной воронке на поле боя. «Приключения прокуроров» отсмотрены полностью, и Добби отныне волен делать всё, что пожелает!
С первого же кадра фильм пугает обилием наград. Тут тебе и признание в Майами, и в Амстердаме…
К этим фестивалям у меня давно сложилось предубеждение: награды дают только русофобам. Но сегодня, судя по всему, мы нашли исключение из правил. Нет, фильм далёк от идеала, к нему есть весомые вопросы, но смотреть его вполне можно. И я понимаю, за что он получил свои награды.
Дело в том, что «картинка» в фильме – высший пилотаж операторской работы. Я, конечно, не профессионал, но фильм держал меня у экрана на протяжении двух часов и десяти минут именно своей визуальной составляющей, на него просто «залипаешь». Знаете, иногда смотришь зарисовки о природе – вроде бы ни о чём, но снято так красиво, что просто невозможно оторваться. Или вот, например, в детстве – помните калейдоскоп? Залипалово то ещё! Вот и в этом фильме огромную роль играет «эффект калейдоскопа».
А сюжет, знаете ли, бедноват. Нет, фильм несёт определённую смысловую нагрузку и у него даже получается донести свои идеи до зрителя, но вот действия в нём очень немного и его содержание можно пересказать в двух словах.
На «Кинопоиске» и на «Кино-театре» нет ни одного отзыва об этом фильме, поэтому пишу «с чистого листа», без предубеждений, как и что я почувствовал при просмотре.
Итак, война, год примерно 1943-й, немецкие окопы. Камерады волнуются: Фридрих пошёл в разведку, но до сих пор не вернулся. Ну, да нам как-то пофигу. Ещё б мы за фридрихов не переживали. Тем более, что зольдатики утешают друг друга, мол, Фридрих – опытный разведчик!
А вот и Фридрих с напарником, они ползут по бескрайнему полю куда-то в сторону своих окопов, когда начинается мощнейшая артподготовка. Немчики понимают, что выход один – пытаться бежать, пока советские снаряды не перемесили их с землёй. Фридриху удаётся нырнуть в глубокую воронку, а вот напарнику его, судя по всему, повезло куда как меньше.
После артподготовки русская пехота переходит в наступление, и красноармейцы бегут мимо отчаянно очкующего Фридриха.
И вот, когда всё чуть подуспокоилось, в воронку неожиданно спрыгнул русский боец. Фридрих выхватил штык и нанёс врагу удар в грудь. Красноармеец упал на спину. Немец занёс руку, чтобы добить бойца, но в нерешительности остановился. Примерялся он, примерялся, чтоб ударить, да так и не смог. Кто-то нам точно соврал: либо немецкие бойцы, о том, что Фридрих – опытный разведчик, либо наши киноделы. Добил бы и фамилии не спросил.
Утром рассвело, и Фридрих, глядя в голубые глаза умирающего бойца, уже точно не мог его убить.
Напротив, теперь он испытывал к нему сожаление. Он попытался наложить повязку на рану и смочить русскому губы водой, но это всё было символически: раненый вскоре умер. Уйти Фридрих не мог: его караулил вражеский снайпер. Поэтому он сел рядом с мёртвым врагом и начал с ним разговаривать. Мол, извини, братан, не хотел я тебя убивать. Сейчас бы точно не убил, повторись ситуация снова. По сути, мы с тобой ничем не отличаемся…
Посыл ясен: все люди одинаковые и не должны убивать друг друга, война – это плохо.
И всё бы ничего, если бы нам показывали войну между условными «синими» и условными «зелёными». Но это был солдат гитлеровской армии, фашист, напичканный идеями о расовом превосходстве, который считал русских за тараканов, которых убивать не только нужно, а даже полезно. И уж точно он не считал себя «таким же», как этот русский дикарь. Я понимаю желание киноделов примирить наши народы, но не нужно забывать причины и историю той войны. Забвение чревато последствиями в виде повторения ситуации. И это главная моя претензия к этому фильму.
Немец расстегнул нагрудный карман убитого и достал его документы, а также фотографию бойца, на которой он был запечатлён с улыбающейся женой.
Он стал всматриваться в фотографию и… мистическим образом ментально переместился в недавнее довоенное прошлое, где ныне покойный Арсений Иванович Журавлёв жил в деревне и работал лесником. Думаю, минут десяти нам бы (да и немцу) хватило бы вполне, но нас погружают в деревенское прошлое ровно на целый час! Событий там особых не происходит, Арсений трудится по дому, пишет письма жене, общается с селянами да сталкивается с браконьерами, которые незаконно рубят лес. Да, целый час, но я не в претензии – повторюсь, всё снято так красиво, что глаза сами смотрят.
Небольшой диссонанс вызвал актёр, который играет наивного деревенского паренька Ваньку. Вопросы он задаёт такие, какие следует задавать парнишке лет четырнадцати, а выглядит-то он, как Карлсон, на все сорок! И создаётся впечатление, что мужчина сильно отстаёт в развитии.
Ближе к концу фильма действие опять переносится в воронку на поле боя, Фридрих выглядит поражённым и раздавленным: такое ощущение, что он пожил той жизнью и понял, какого замечательного человека он убил. Тем временем стемнело, и он рискнул выползти из воронки. Неподалёку он нашёл окровавленное тело своего напарника, а дальше – всё поле боя было усеяно мёртвыми телами…
Аллегорию режиссёра со спиленными брёвнами, на которые смотрел лесник Арсений уже в военной форме, я оценил, хорошая находка. Погибшие деревья, погибшие товарищи...
И в самом конце фильма в каком-то российском городе у Вечного Огня стоит старенький Фридрих и молча отдаёт дань памяти погибшим. И тут подходят четверо скинхэдов, посмеиваются над дедом, неуважительно ведут себя у памятника, а потом уходят, кинув зигу.
Я сперва даже возмутился: какие ещё скинхэды в 2017-м?! Это как геи в России 2024-го! В фильме «Мы из будущего» 2008 года это было ещё худо-бедно актуально, но даже к тому времени эта субкультура уже практически загнулась.
Но потом я понял причину, по которой эти кадры появились в фильме. Оказывается, фильм снимали очень долгое время из-за недостатка финансирования, и часть средств собрали на краудфандинговой платформе, то есть, на пожертвования граждан. Трейлер фильма был выложен на «Кинопоиске» ещё в 2013 году, то есть, сцена со скинхэдами была снята гораздо раньше, чем в 2017 году. В наше время скинхэды – это анахронизм, и это здорово!
Фильм неспешный, красивый, и порекомендовать я его могу тем, кто ищет в кино эстетическое удовлетворение. Я не удивлён, что на фестивалях он собрал кучу призов.
А вот какую-то итоговую оценку дать ему я затрудняюсь. Операторская работа – 10/10, диалоги 3/10, добрый немец – 1/10. Решайте сами, смотреть или не смотреть!
P.S. Огромное спасибо всем, кто поддержал меня денежкой! Небольшую сумму сразу же отправил нашему курсанту на медицинские и прочие нужды, и взял пивка, чтобы отметить, наконец, победу над «прокурорским» сериалом! Мои читатели – вы лучшие!
Кто крутил калейдоскоп, ставь "палец вверх", посмотрим, сколько нас! :)
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Сквозь туман» (2017).