Найти тему
Сделан Я в СССР

СССР "эпохи застоя" глазами ребёнка: подлинная история

Я родилась в 1974 году в провинциальном городке. Мои самые ранние и самые счастливые детские годы выпали как раз на ту пору, которую сейчас часто называют «развитым социализмом» или даже застоем. Но для нас, детей того времени, наша жизнь казалась яркой и беззаботной.

Я в 1976 году
Я в 1976 году

Первое, что вспоминаю – это бесконечные игры во дворе с другими ребятам. Когда тепло, мы носились до седьмого пота, играя в классики, резиночку, вышибалы или просто в догонялки.

А зимой запомнились поистине эпичные сражения снежками и штурмы снежных крепостей. Причем и мальчишки, и девчонки участвовали в этих баталиях на равных. Сколько адреналина и восторга было в эти моменты. А потом, уставшие, но довольные, пили горячий чай с печеньем или бутербродами, которыми нас потчевали заботливые мамы и бабушки.

Особенно магической порой было лето. Теплые вечера, когда все дворовое сообщество высыпало на улицу поиграть. Запахи сирени и цветущих яблонь. Походы за мороженым к разливному цеху – пломбир в вафельном стаканчике до сих пор считаю эталоном вкуса.

Отдых с родителями в доме отдыха, 1978 год
Отдых с родителями в доме отдыха, 1978 год

А еще летом мы ездили в пионерлагерь. Для меня эти три недели были настоящей сказкой. Мы жили в деревянных корпусах в сосновом бору на берегу живописного озера. Купались, загорали, устраивали костры с песнями под гитару. Ходили в походы, участвовали в соревнованиях между отрядами. И конечно, за эти недели успевали влюбляться раз пять. До сих пор храню фотографии тех солнечных дней, от которых до сих пор веет ощущением чего-то по-детски чистого и светлого.

Но и осенью-зимой скучать было некогда.
Любимым развлечением были подвижные игры во дворе, катание на коньках и лыжах в парке. Мальчишки лепили из снега невероятные лабиринты, туннели и крепости. А мы, девчонки, рядом конструировали снежных баб и разноцветных снеговиков, украшая их шарфиками и морковками вместо носов. Мамы и бабушки, конечно, вязали теплые шапки и рукавицы, укутывали нас в несколько свитеров. А мы пропадали на улице до темноты. Возвращались домой только по первому зову, с горящими щеками и искрящимся смехом.

Причем зимние радости не портили даже лютые морозы под 30 градусов. В эти дни отменяли занятия в школах. Но мы-то дома не сидели. Пока родители были на работе, одевались потеплее и высыпали на улицу, катались с горки, бегали, играли, в общем мороз был нам нипочём. Потом правда приходили домой и долго грелись около батареи.

1980 год перед Новым годом
1980 год перед Новым годом

А еще зима – это Новый год. Волшебное ощущение праздника, подарков, мандаринов и задорных детских елок. Помню, как мы разучивали стихи, песни и танцы, чтобы порадовать родителей на утренниках в школе и во Дворце пионеров. Готовили костюмы, декорации к сценкам и спектаклям. Какие же это были чудесные, по-настоящему сказочные праздники.

Кстати, о школе.
Учеба тоже казалась мне не обузой, а увлекательным приключением. Сначала мы ходили веселой стайкой в соседний детский сад. А потом с гордостью надели белые фартуки и банты и пошли в первый класс. С каким нетерпением ждали первого звонка. Уроки тоже были интересными, особенно если педагог мог увлечь нас. Мы с удовольствием отвечали, азартно решали задачи, когда появлялось ощущение соперничества между нами.

Первый раз в первый класс, 1981 год
Первый раз в первый класс, 1981 год

Почти все с первого класса ходили в школу сами. Это сейчас мы провожаем своих детей чуть ли не до старших классов, или возим их в школы на машинах. А раньше почти у всех школы были недалеко от дома и мы уже с первого класса становились самостоятельными по-жизни. У кого не было дома бабушек и дедушек, те вообще жили с ключом от квартиры на шее.

После школы мы с девчонками частенько заходили к кому-то одному в гости и все вместе делали домашнее задание. А потом играли или шли гулять.

Уроков у нас даже в старших классах было максимум шесть. И где-то около двух часов дня они уже заканчивались. Сейчас же у современных детей бывает и по восемь, и по девять уроков. Мои дети порой заканчивают занятия в лицее около четырёх часов дня. Пока они доберутся до дома- уже нет никаких сил. А еще домашняя работа, да и, например, репетитор. Какая уж тут прогулка с друзьями, им не до этого.

В школе мы не только учились. Там проходили пионерские сборы, походы в кино и театры, подготовка к праздникам. Помню, как изготавливали поделки к 9 Мая или дарили цветы ветеранам. А сколько было концертов, конкурсов, спортивных соревнований. Мы с удовольствием участвовали в художественной самодеятельности, пели, танцевали. Это тоже воспитывало в нас стремление к творчеству и коллективизму.

Еще помогали взрослым во время проведения выборов. Было это уже в старших классах. Как и сейчас раньше избирательные участки были, в том числе и в школах. И вот нам с подругой дали бюллетени, урну для голосования и отправили с ней в один из районов нашего посёлка. Нам нужно было зайти в те дома, где жили пожилые люди, чтобы они могли тоже принять участие в голосовании. Помню как мы гордились, что нам доверили такое ответственное дело.

А сколько было разных и интересных поездок со всем классом. Мы побывали и в музеях нашей Тульской области, и в Москве, и на родине Есенина в Рязанской области. Есть что вспомнить.

Мы с классом на экскурсии в Горках, где жил В.И.Ленин
Мы с классом на экскурсии в Горках, где жил В.И.Ленин

Сейчас дочь учится в седьмом классе и на родительском собрании нам классная руководительница сказала, что поездок не будет, так как это требует огромное количество согласований. Типо отдыхайте с детьми семьями на летних каникулах. Вот и весь разговор. Да, с родителями отдыхать хорошо, но поездка всем классом это ведь совсем другое. Именно такие моменты остаются в памяти потом на всю жизнь.

Конечно, были в те годы и трудности. Порой выстаивали длиннющие очереди за каким-то «дефицитом» вроде модных сапог или импортных кукол. Но для нас главным было находиться в кругу друзей, играть, мечтать, предаваться детским фантазиям и проказам.

Мы с удовольствием читали книжки при свете фонарика под одеялом, если родители заставляли лечь спать пораньше. Затаив дыхание слушали по радио или катушкам магнитофона записи любимых Высоцкого, Окуджавы, Цоя. Мечтали о подвигах, путешествиях, открытиях. И конечно же, мечтали о взрослой любви, вдохновленные кинофильмами. Какими же романтиками мы были.

Впрочем, романтикой и оптимизмом была пропитана вся атмосфера советского времени. Несмотря на застойные явления в экономике и политике, люди верили – завтра будет лучше. Мы были убеждены, что скоро построим коммунизм, полетим к звездам, откроем новые планеты. И вообще – мы, советские дети, самые счастливые дети в мире. Потому что живем в самой могучей и справедливой стране.

Такие стереотипы, конечно, сейчас вызывают улыбку. Но тогда для нас это были подлинные ценности, которые придавали жизни особый смысл.

Действительно, несмотря на застой в экономике и начавшееся отставание СССР от Запада, детство в эпоху Леонида Брежнева запомнилось многим как счастливая, беззаботная пора. И было этому несколько причин.

Во-первых, государство вкладывало большие средства в развитие детей. Это были и ясли-сады с бесплатным питанием, и спортивные секции по месту учебы или жительства, и многочисленные пионерлагеря. Мы могли бесплатно заниматься музыкой, рисованием, спортом – любимым хобби.

Во-вторых, несмотря на дефицит, детей в основном обеспечивали всем необходимым: одеждой, питанием, школьными принадлежностями. Не было такого понятия, как «малообеспеченная семья». А если семья и попадала в сложную ситуацию, то ей оказывали поддержку.

В-третьих, не было и того давления на детей, которое существует сейчас. Нас не обязывали с пеленок посещать кружки и секции. Да, мы учили стихи, пели, танцевали – но по желанию, не из-за требований амбициозных родителей. И главное – было много свободного времени для игр, прогулок, общения и отдыха.

Может быть, материально и технически советские дети отставали от сверстников на Западе. Зато мы росли более органичными, закаленными и, что самое важное – счастливыми. А детское счастье нельзя измерить количеством игрушек или гаджетов. Оно кроется в гармонии с миром и окружающими тебя людьми. И это мы обрели в 1970-1980-х.

Детство летело быстро, и вот я уже окончила школу на пороге распада СССР. Начались новые, более взрослые и сложные времена. Но те годы, моё советское детство, навсегда останутся со мной как яркая, солнечная пора. С его безмятежностью, ощущением чуда, которое ждет впереди, дружбой и единением с близкими людьми.

Отмечаем с подругами мой день рождения. 1982 год.
Отмечаем с подругами мой день рождения. 1982 год.

Сирень и пионерлагеря, мороженое в вафельном стаканчике и салюты на главной площади города. Этот мир ушел, но я бесконечно благодарна, что мне выпал шанс прожить в нем свои самые счастливые детские годы.

Конечно, вопрос о том, какое детство лучше - тогда, при социализме, или сейчас, в новой России - не имеет однозначного ответа.

С одной стороны, у современных детей гораздо больше возможностей для образования, развития своих талантов и способностей. Огромное разнообразие кружков, спортивных секций, языковых школ. Лучший доступ к информации через интернет, современные гаджеты. В магазинах - изобилие разнообразных игрушек, настольных и компьютерных развивающих игр.

Многие современные родители вкладываются в своих детей - покупают дорогие конструкторы и музыкальные инструменты, возят на занятия робототехникой. Да и просто уделяют больше внимания, стараясь развить из ребенка вундеркинда.

Однако порой за всей этой гонкой за образованием теряется важная составляющая счастливого детства - спонтанные игры, общение с друзьями, приключения. Многие дети воспитываются в стерильных квартирах с репетиторами и гаджетами вместо дворовых компаний. Растет число тревожных, неуверенных в себе детей.

А в наше советское детство главными ценностями были дружбa, коллективизм, интересные и активные игры на свежем воздухе. Нас объединяли общие пионерские и комсомольские дела, походы, сборы у костра. Мы смело мечтали, фантазировали, предавались детским проказам. И конечно, были счастливы от ощущения свободы, простых радостей и беззаботности.

Думаю, идеал - найти золотую середину для сегодняшних детей. Сочетать лучшее из обоих миров. Дать хорошее образование, развивать таланты с учетом их интересов. Но и оставить пространство для игр, мечтаний, общения с друзьями без давления со стороны взрослых.

Тогда их детство станет по-настоящему счастливым, насыщенным и гармоничным. Как когда-то у нас в СССР.

В заключение хочется перефразировать известное всем выражение и сказать: "Спасибо товарищу Брежневу за наше счастливое детство".

Но самые главные слова благодарности я хочу сказать своим родителям и бабушке. Именно они делали всё возможное, чтобы мы с моим страшим братом чувствовали себя по-настоящиму любимыми и счастливыми.

Я с родителями в городе Гагарин в гостях у моего старшего брата, 1980е годы
Я с родителями в городе Гагарин в гостях у моего старшего брата, 1980е годы

И мне порой так хочется вернуться в своё счастливое советское детство, когда все мои близкие и родные люди были живы и были рядом.

А сейчас, в первую очередь, именно от нас с Вами будет зависеть то, насколько счастливыми будут наши дети и внуки. Ведь в любое время, в любую эпоху, главным для ребёнка является его семья, любовь и поддержка родных людей.

Новогодние традиции нашего детства в СССР: как вернуть ощущение настоящего праздника

Прошу поддержать меня - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарна 😊😊😊