Найти тему
Александр Дедушка

Три степени отношения к телу по мере духовного возрастания. Что значит тело как "молчаливый свидетель"?

Св. Серафим Саровский и Николай Мотовилов
Св. Серафим Саровский и Николай Мотовилов

По отношению к телу наблюдается две крайности.

Для большинства людей тело – это кумир, ради которого они и живут. Для его ублажения и удовлетворения всех его желаний и инстинктов.

Противоположная тенденция встречается реже и характерна для разного рода сект. Что тело – это источник греха и соблазна и подлежит разного рода «умерщвлению». Не исключая и буквального.

Однако в святоотеческой традиции есть достаточно согласное понимание, как нужно относиться к телу.

Это понимание свободно от разного рода крайностей. И главное отношение заключается в следующем утверждении:

«Тело – исполнитель духовного замысла».

Что это значит?

А то, что тело само по себе не может быть злом, если было задумано и сотворено Самим Богом. Значит, и у тела есть смысл для духовного жизни – и оно также участвует в реализации духовного замысла Бога по отношению к человеку.

Это главный постулат, так сказать аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. Ибо вытекает из факта создания тела Богом.

Но вот дальше начинается интересная диалектика.

Поскольку тело, пораженное грехом после грехопадения человека, претерпело изменения, как и человеческая душа, то по отношению к нему наблюдаются три этапа по мере духовного роста человека.

Об этом опять же согласно рассуждают вдохновленные Святым Духом в соборном согласии святые отцы.

Давайте прислушаемся:

«…по мере духовного возрастания тело из врага становится сначала другом и помощником, а затем «молчаливым свидетелем» духовных созерцаний души, при этом участвуя в принятии благодати Духа».

Итак, человек, обратившийся к вере и ставший на путь духовного возрастания неизбежно проходит три этапа отношения к телу:

1. Враг

2. Друг и помощник

3. Молчаливый свидетель

Что это может означать практически?

На первом этапе плотское тело неизбежно становится «врагом» ибо естественно начинает противиться духовным устремлениям человека.

До некоторой степени они несовместимы как огонь и вода. И это хорошо зафиксировано в Евангелии:

«Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Гал. 5. 17.

Обратили внимание на последнюю ремарку апостола Павла?

Очень часто это противление плотского тела духу заходит настолько далеко, что человек может быть подчинен ему. И тогда он действительно будет выполнять пожелания плоти, умом понимая, что делает не то, что нужно.

Думаю, абсолютное большинство из нас это испытывали и неоднократно, хотя бы по отношению к еде.

Однако такая ситуация не фатальна и не будет продолжаться вечно.

Если человек не сдался и упорно старается продолжить движение по пути духовного укрепления, то наступит второй этап.

Тело – как друг и помощник.

Тут можно вспомнить, как известный католический святой Франциск Ассизский называл тело: «друг мой - ослик».

Но нам важнее высказывание на эту тему св. Серафима Саровского:

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет.

Да, своего «друга и помощника» нужно не только кормить, но и поддерживать в других необходимых ему потребностях – сне, отдыхе, физической активности.

Тело – уже не враг, оно помогает осуществлять данный тебе от Бога «духовный замысел».

И уже не противится тебе как враг на первом этапе. Просто нуждается в заботе и поддержке.

Но есть еще и третий этап.

Это в основном удел святых, и этого этапа, конечно же, не все достигают, но знать о нем и стремиться к этому этапу в качестве путеводительной звезды, нужно.

Тело – как «молчаливый свидетель» духовных созерцаний.

Да – у святого Серафима и было такое тело, которое сначала служило ему в качестве «друга и помощника», а потом стало свидетелем его великих духовных состояний и созерцаний.

Да, в этих созерцаниях телу уже делать нечего – ибо это область чистого духа.

Оно просто стоит в сторонке и молчаливо созерцает.

Но не просто. Оно еще и переживает огромную сладость и радость, зафиксированную тем же св. Серафимом Саровским, по свидетельству его друга и ученика Николая Мотовилова.

– Что же еще чувствуете вы? – спросил меня отец Серафим.
– Необыкновенную сладость! – сказал я.
И он продолжал:
Эта та сладость, про которую говорится в Священном Писании: «от тука дому Твоему упиются и потоком сладости Твоея напоиши я» (Пс.35:9). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может...

– Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим.

– Необыкновенную радость во всем моем сердце!
И батюшка отец Серафим продолжал:
– Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полностью Своею наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родися в мир. ...В мире скорбни будете , но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас»(Ин.16:21–22,;33). Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни «око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготовал Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована нам, на небесах, плачущим здесь, на земле? Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами, батюшка, дело, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова...

Дай, Господи, нам всем достигнуть этого этапа…