InVoice Media, 01.12.2023
Победа Хавьера Милея на выборах в Аргентине поразила мир: ведь страна входит в «Большую двадцатку» и является крупным экспортёром продовольствия. Всех напугал приход к власти анархо-капиталиста, проклинавшего Папу Римского, грозившего разорвать отношения с Китаем и Бразилией, обещавшего сжечь Центробанк, заменить национальную валюту долларом и вывести страну из БРИКС. Тогда, перед выборами, он отверг возможность любых политических компромиссов, заявляя, что те политики, которые поддержали его перед вторым туром, не получат должностей в правительстве.
Эксперты задавались вопросом: правда ли Милей – хулиган, который ввергнет Аргентину в хаос, или же он хитрый политик, привлекающий на свою сторону люмпенов, падких на экстремальные выходки? Если хулиган, то Аргентину ждёт ужасное будущее. А если хитрец – страна качнётся вправо, что соответствует латиноамериканским политическим качелям, когда умеренно-левые сменяются умеренно-правыми.
Милей оказался хитрецом. Проведённые после выборов опросы показывают, что 53% аргентинцев ждут от него корректировку курса в сторону умеренности. Чего он не учитывать не может: хотя победил он за счёт люмпенского электората, но управлять страной можно, только опираясь на бизнес и средние слои. Которые и требуют от не размахивания бензопилой, а умеренности и предсказуемости.
Поворот к умеренности Милей начал сразу же после победы, и начал его он с Бразилии и Китая. Избранный президент пригласил «поганого коммуниста», как он называл его до выборов, Лулу да Силву на инаугурацию. После чего направил письмо с «добрыми пожеланиями» китайскому правительству (которое он называл. «убийцами») и личной благодарностью Си Цзиньпину за поздравления с победой. Папу Римского Франциска, которого он именовал «дьяволом во плоти», Милей пригласил посетить Аргентину.
Будущий внешнеполитический курс озвучила новый министр иностранных дел Диана Мондино. Она заявила, что ни заморозки, ни тем более разрыва отношений с Бразилией и Китаем «никогда не может быть». Хотя и намекнула, что в политике отношения с этими странами не будут такими тёплыми, как при перонистах. А президенту Бразилии Луле на инаугурации всё же предстоят неприятные моменты: Милей пригласил на церемонию экс-президента этой страны Жаира Босонару – правого политика и врага Лулы. И насчёт БРИКС, которого Милей проклинал, тоже оказалось не так однозначно: Мондино сказала, что Аргентина может остаться в этом альянсе, но не будет участвовать в его политических мероприятиях.
Такой же политики Милей придерживается и в отношении США (раньше он превозносил Дональда Трампа и ругал Джо Байдена). Теперь же он встречается с советниками Байдена – и одновременно приглашает на инаугурацию Трампа, понимая, что президент США всё равно не приедет.
Во внутренней и экономической политике экстравагантностей тоже не намечается. Патрисия Буллрич, соперница Милея на выборах, которую он называл «террористской и убийцей детей», приглашена в правительство - на пост министра безопасности, который она занимала при президентстве Маурисио Макри. Вообще люди из команды Макри – правого политика, на короткое время (2015-19 гг.) перехватившего власть у перонистов займут ключевые посты в кабинете Милея. Министром финансов станет соратник Макри Луис Капуто, что заставляет сомневаться в том, что долларизация экономики пройдёт быстро. Напротив, советник Милея Эмилио Окампо, «отец» идеи долларизации места в правительстве не получит. Что неудивительно: для долларизации нужны доллары, а они в Аргентине есть в основном в виде долговых обязательств…
Похоже, что курс Милея будет вполне предсказуемым. Милей, хоть и хулиган, но экономист. Он понимает, что Макри, ставший теперь его главным союзником, потерпел поражение в 2019-м из-за инертности и неуверенности. Милей получает «в наследство» такой жуткий кризис, что действовать придётся решительно и твёрдо, чтобы не скатиться в катастрофу образца 2001 г., когда экономическая жизнь в Аргентине полностью замерла, и даже были – в стране мясного и хлебного изобилия – случаи голодной смерти.
Экстраординарная ситуация требует экстраординарных же мер, которые могут быть либо левыми, либо правыми. Аргентинские избиратели выбрали вторые, и доверили это дело Милею. Остаётся ждать, будет ли он более успешен, чем прежнее правое руководство (при Макри), не справившееся со своими задачами.