Найти в Дзене

Научить учиться: что такое метакогнитивные компетенции?

Как помочь ученикам начать осознавать свои мыслительные процессы, анализировать свои действия и принимать осознанные решения? Возможно ли это? Да, это возможно. И хорошо, если этому научат педагоги. А кто научит педагогов?..

Решением этого вопроса занимается научный коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Гребенниковой Вероники Михайловны в рамках проекта «Подготовка педагогов к развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся на основе интегративного подхода».

Расскажите о Вашем проекте. В чем заключается его новизна?

Наш проект «Подготовка педагогов к развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся на основе интегративного подхода» направлен на теоретическое исследование и обоснование методов и стратегий формирования способности учащихся осознавать, контролировать и регулировать свои мыслительные процессы: планировать и организовывать свое обучение, анализировать свои ошибки, мониторить свой прогресс и принимать осознанные решения в учебной деятельности.

Новизна же заключается в научном обосновании процесса формирования у педагогов способностей использовать все методологические ресурсы интегративного подхода к образованию с целью развития метакогнитивных компетенций учащихся (создание комплексных образовательных условий, в которых специалисты смогут качественно развивать метакогнитивные компетенции учащихся, независимо от предметной области знания).

Как интегративный подход может способствовать развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся?

Ресурсность интегративного подхода заключается в том, что он:

- предлагает способы и правила аккумуляции разнопредметной теоретической информации, как содержательной базы для формирования метакогнитивных компетенций обучающихся;

- раскрывает инструментарий метакогнитивного развития личности школьников, описывая основания для комплексного использования дидактического инструментария, относящегося к различным, адекватным образовательным задачам, педагогическим подходам, технологиям, методикам;

- ориентирует в возможностях привлечения потенциала разных форм и видов образования (общее, дополнительное; формально, неформальное, информацльное) для формирования метакогнитивных компетенций школьников, и в конкретных способах реализации этих возможностей.

Какие методы и стратегии можно использовать для подготовки педагогов к развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся?

Методы проектного обучения, игрового обучения, проблемного обучения, тренинговые технологии, кейс-технологии, непосредственно технологии, методики, методы, предназначенные для развития конкретных метакогнитивных компетенций (а именно, критического, творческого, рефлексивного мышления), поскольку:

- у педагогов должны быть сформированы качества, которые они затем будут формировать у обучающихся

- в то время, когда студенты будут на себе ощущать воздействие методов формирования метакогнитивных компетенций, они смогут одновременно и осваивать эти методы.

Каким образом педагоги могут помочь обучающимся осознавать свои мыслительные процессы и контролировать свое понимание и обучение?

Путем организации анализа и обсуждения студентами процесса решения учебных задач на всех его этапах;

используя метод эвристических вопросов;

выстроив систему текущего контроля образовательных результатов, предполагающую неотсроченную оценку уровня понимания теоретического материала, степени освоения учебно-практических умений.

Играет ли какую-либо роль рефлексия в развитии метакогнитивных компетенций?

Рефлексия – ключевой механизм развития метакогнитивных компетенций. Рефлексия играет важную роль в развитии метакогнитивных компетенций. Она позволяет обучающимся осознавать свои мыслительные процессы, анализировать свои действия и принимать осознанные решения. Педагоги могут использовать различные методы рефлексии, такие как написание рефлексивных дневников или проведение групповых дискуссий, чтобы помочь ученикам развивать свои метакогнитивные навыки.

Какие препятствия могут возникнуть при развитии метакогнитивных компетенций и как можно их преодолеть?

При развитии метакогнитивных компетенций могут возникать различные препятствия, такие как недостаток мотивации педагогов и учащихся, недостаток времени для индивидуальной работы с каждым обучающимся, поддержки со стороны администрации, сопротивление со стороны некоторых обучающихся, недостаточное понимание значимости метакогнитивных навыков или недостаток опыта в их применении. Метакогнитивные компетенции относятся к категории метапредметных результатов образования; при урочной организации учебного процесса, в рамках изучения каждой учебной дисциплины традиционно упор делается на предметные результаты образования.

Чтобы преодолеть эти препятствия, педагоги могут использовать различные стратегии, такие как создание интересных и практических заданий, обратная связь и постоянная поддержка обучающихся. Способ преодоления - полноценное использование потенциала интегративного подхода к обучению, а именно:

- «распределение» частных задач в рамках общей цели (формирование метакогнитивных компетенций) между отдельными предметными областями (отдельными уроками); конструирование предметных задач / примеров / тестов / …. с акцентом на использование при их выполнении тех умственных операций, инструментов и пр., которые входят в состав развиваемых метакогнитивных компетенций;

- определение «ядра интеграции» в виде выбора для этой цели одной из учебных дисциплин либо проектирования нового – факультативного – учебного курса;

- использование для получения аккумуляционного эффекта ресурсов (организационных, дидактических и пр.) дополнительного образования;

- а также систематическое обучение педагогов метакогнитивным стратегиям и методам, создавать условия для индивидуальной работы с обучающимися, внедрять коллективные формы работы и обеспечивать поддержку и понимание со стороны администрации.

Какова роль коллективного обучения и сотрудничества в развитии метакогнитивных компетенций у обучающихся?

Коллективное обучение и сотрудничество играют важную роль в развитии метакогнитивных компетенций у обучающихся. Через него учащиеся могут обмениваться мыслями, идеями и опытом, что помогает им осознать и разрабатывать различные подходы и стратегии мышления, анализировать свои мыслительные процессы вместе с другими. Оно также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков, что в свою очередь влияет на развитие метакогнитивных компетенций. Педагоги могут создавать условия для коллективного обучения, такие как групповые проекты, работа в парах, применение метода самопродуцируемых убеждений и т.п.

Что Вы еще можете рассказать о проекте?

В рамках проекта также проводятся исследования влияния развития метакогнитивных компетенций на обучение и достижения учеников. Также мы разрабатываем рекомендации для педагогов и образовательных учреждений о том, как эффективно внедрять интегративный подход и развивать метакогнитивные навыки у обучающихся.

Что Вы можете пожелать молодым ученым Краснодарского края, выбравшим свой путь в работе с педагогикой?

Я хотела бы пожелать молодым ученым Краснодарского края, выбравшим свой путь в работе с педагогикой, успехов в их исследованиях и разработках. Пусть Ваша работа поможет создать новые инновационные методы и подходы к обучению, которые будут способствовать развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся и улучшению качества образования в регионе. Не бойтесь идти вперед, исследовать новые подходы и методы, и помните, что ваш вклад может создать значительную разницу в образовании и будущем наших детей. Удачи вам!

____________________________________________

Подписывайтесь на наши информационные ресурсы:

КНФ | Новости | Мероприятия
ВКонтакте | ВКонтакте