В нынешних реалиях современная русская литература представляет собой страшного зверя, особенно если изучать литературу для подростков. Деградация, прозападная ориентированность, уничтожение морали, традиционных ценностей – лаконичное описание популярных произведений молодых (и не очень) авторов.
После прочтения бестселлеров, красующихся на полках книжных магазинов и в подборках на онлайн площадках, в душе появляется чувство тревоги. О каком развитии современной печати, о какой культуре может идти речь, если авторы не в состоянии написать несколько связных между собой строк, прописать мотив литературных героев, их развитие.
На данном этапе медийность и высокое социальное положение играют более важную роль, чем талант, большой писательский опыт и культурно-просветительские идеи.
Абсолютно всегда публицистов можно было разделить на полезных для русского общества и разрушающих его. Однако в медиа сфере сейчас, гораздо больше вторых. В свою очередь, молодое поколение читает прозападные произведения и растет на них, «развивается». Таким образом, перенимает позицию и продвигают идеи, деморализующие русскую культуру.
Помимо пропаганды запада, важно сказать об ошибках в произведениях. Орфографические, пунктуационные и грамматические кажутся мелочью по сравнению с тем, что авторы могут забывать имена своих героев, вечно их изменять, полностью менять внешность персонажей, опять-таки, просто потому что забыли. Сюжет становится все бессвязнее и нелогичнее. Крайне много половых сношений в книгах 16+, однако никто не станет проверять паспорт у ребенка в книжном магазине или на сайтах, от чего дети все чаще читают порнографию.
Как пример, популярнейшая книга 2018 года авторства Александра Полярного. Ее все еще можно увидеть на книжных прилавках за весьма внушительную сумму. Однако стоит ли она своих денег?
“Мятная сказка" была опубликована в 2018 году 4 октября, при написании в 3 года и сразу же стала бестселлером благодаря активной рекламе в соц. сетях. В первый же год издания, книга Александра Полярного заняла 7 место в топе самых продаваемых книг по версии издательской группы “Эскимо-АСТ”, встав наравне с произведениями таких знаменитых писателей как Стивен Кинг, Владимир Набоков, Федор Достоевский и т.д. Было продано 60,952 экземпляра (за 3 месяца и при средней цене 720 рублей). Несмотря на прошествие почти пяти лет книга все еще переиздается в “эксклюзивных” обложках и с дополнительными главами, не теряя своей популярности. При повторном издании количество страниц увеличилось, однако половина страниц либо полностью пустые, либо с изображениями и тираж издания составил сорок тысяч. Аннотация к книге звучит так:
“Это началось много лет назад... Одиночество всегда было моим спутником, но вряд ли другом. Интересно, что должен чувствовать ребенок, которого бросили? Сдали в детдом и забыли...
Книга рассказывает о мальчике, который по воле судьбы оказался в приюте. Он быстро осознал, что в этом мире не стоит ждать справедливости. Это сказка о мятном капучино, снежных сугробах и паре разбитых сердец. Насколько трудно может оказаться поверить в радость жизни снова? Наверное, это талант, который дается с рождения.”
Основная целевая аудитория “Мятной сказки” - девочки подростки от 12 до 19 лет, которые активно используют социальные сети.
Объем книги составляет 70 страниц, присутствует множество иллюстраций и страниц с 1-4 предложениями, из которых и состоят многие главы сказки. Весь сюжет книги ведется в виде дневника и разбивается на “дни” от первого дня до 51. В книге два центральных персонажа: Сойер и Зои. А. Полярный заимствует прием автора Лемони Сникета (Дэниел Хэндлер), в котором автор обращается к читателю в виде лирических отступлений, уговаривая не читать далее книгу или рассказывая свои эмоции, мысли. Подобные лирические отступления присутствуют на протяжении всей работы Полярного.
В ходе сюжета читатель наблюдает за жизнью Сойера, за его детством, юностью и старостью. Однако в середине повествования автор резко обрывает основной сюжет, не завершая его; начинается новая сказка, никак не связанная с центральной историей и не дополняющая ее. Идея произведения — это моногамная любовь, сопровождающая человека всю его жизнь.
К сожалению, главные персонажи плохо прописаны, А. Полярный предоставляет скудное описание внешности, из-за чего с трудом удается представить образы героев. Сойер и Зои не имеют хорошо прописанной предыстории, единственное, что с уверенностью можно сказать о персонажах так это то, что им 20 - 25 лет и один из них лишился своих биологических, а затем и приемных. В книге невозможно определить характеры персонажей, их цели, стремления. Второстепенные герои появляются в произведении внезапно и также исчезают из него, они не развивают сюжет, не дополняют его. В книге присутствует смерть эпизодических и центральных героев, но это бесполезно, это ни на что не влияет. Подобный прием рассчитан на то, чтобы читатель начал сочувствовать и переживать, однако этого не происходит, так как герои картонные и пустые, не проработанные.
Жанровая особенность совершенно не соответствует заявленной. Потому что вместо сказки, в которую входят фантастические элементы и выдумки, читатель наблюдает за повседневной жизнью обычного парня, с которым не происходит ничего значимого. Написано все в форме дневника с небольшими рисунками на странницах, словно сам рассказчик их зарисовывал. Всего в произведении 3 повествователя: автор, Сойер и Зои. Лица, от которых ведётся повествование, постоянно меняются, из-за чего сложно определить от чего лица в данный момент идет история.
Плюсы книги: замечательные обложки книг и иллюстрации в них.
Минусы книги: не проработанные персонажи, которые не вызывают сочувствия; Очевидность сюжета и параллелизмы, в “Мятной сказке” нет интересных сюжетных поворотов и элемента неожиданности; Наигранная жалость к героям, неудачные попытки вывести читателя на эмоции. Крайне мало текста, за 70 страниц в книге присутствует гораздо больше рисунков, чем глав и информации в целом; Развитие сюжета происходит крайне быстро и не прописываются важные детали, из-за чего повествование скомкано.
Авторов, подобных Александру Полярного крайне много: Лия Стеффи, Пенелопа Дуглас, бездарные биографии инфоцыган вроде Блиновской, множество мусора, который даже книгой не назовешь, из Ватпада. Самое печальное, что молодым людям это нравится, они рекомендуют это своим близким, продвигают в социальных сетях, в то время как достойные книги пылятся и гниют на полках библиотек.
Существует необходимость пересмотреть нынешнюю программу образования по литературе, чтобы она вызывала не страх, а интерес и уважение. Например, вместо великого произведения Льва Николаевича Толстого "Война и мир", перед которым трепещут многие школьники можно ввести в программу обязательного чтения его же произведение «Хаджи-Мурат». Для того чтобы начинать знакомство с Львом Толстым не обязательно начинать с эпопей. Шестнадцатилетний человек не сможет проникнуться «Войной и миром», у него еще скудный опыт и багаж знаний за спиной, потому в большинстве случаев, произведение просто проходит мимо восприятия ребенка, либо же не читается вовсе.
Вдруг, если пересмотреть систему обучения, на свет появится больше
достойных книг.