Хочу поделиться с вами некоторыми своими заметками о цвете. Это и психология цвета. И значения цветов, их влияние на нас.
Дизайнеры используют эти знания, когда создают интерьеры, фирменные стили брендов, рисуют логотипы. Синий — бодрый, голубой — нежный, черный — премиальный, красный — прорывной. Везде мы слышим примерно одно и то же. И я не хочу в этом повторяться.
Начну с красного.
Красный в Средние века
Пропущу Античность и Древнюю Грецию — об этом, может быть, расскажу в следующий раз. Перейдем сразу в Средние века. В Средние века в Европе это был единственным разрешенным цветом.
Сообщается, что за использование других могли обвинить в колдовстве и сжечь на костре. И просьба к дизайнеру «поиграться с цветами» была бы в то время, вероятно, одной из последних. В-общем, тут все предельно просто — черным пишем, красным выделяем.
Красный на Востоке
На современное восприятие цветов повлияла Персия и Турция. Восточные поэты толковали значения цветов. Нужно это было для того, чтобы признаться в чувствах предмету обожания. В 18 веке эти знания перешли в Европу, а в 19 дошли и до России в книге «Селам, или Язык цветов». Так, красная роза обозначала «Ты победил мое сердце».
Вообще, почти вся флористика, искусство собирать букеты под определенный случай — часть этой персо-турецкой традиции.
Красный в волшебных сказках
Ну и напоследок самое интересное. Красный цвет в сказках. А ведь пересказывают очень старые мифы. А нет ничего правдивее них, потому что они связаны с человеческим подсознанием. Итак, красный цвет в сказках.
Что общего между аленьким цветочком, красной шапочкой и конем Георгия победоносца на гербе России? Красный или алый обозначает огонь.
Основная функция огня — посредничество между двумя мирами: миром живых и тридесятым царством. Как вы уже догадались, тридесятое царство — это царство мертвых. Языческий культ огня — основа большинства известных нам сказок. Огненный цветок, птица, конь, шапочка переносит персонажа в мир теней. Учитывая, что у некоторых культур избавляться от девочек — это норма, не удивительно, что мама отправила Красную Шапочку прямиком к предкам — бабушке.
Рассказывать про то, чем кормил Шапочку Волк, переодетый в бабушку, и из кого была приготовлена эта еда, не буду. Ровно как и о том, какие отношения были между Шапочкой и Охотниками. Ведь тема статьи — красный цвет.
Аленький, а на самом деле, огненный цветок отправил Настеньку в потусторонний мир.
Конь Георгия Змееборца на иконах изображают красным. И сказочный конь, и ведический огненный конь Агни, добывается из огнива. Совпадение? Может быть. Как и то, что якутские шаманы сжигают конские волосы, чтобы вызвать духа-помощника. Вообще, практически везде, где в сказках написано «красный», это слово можно заменить на «огненный».
Все эти красные предметы и существа имеют один общий корень. Это сын утренней зари, согласно Овидию. Звезда Венеры. Древнеславянская Денница. Римский Люцифер. Не буду продолжать список.
Восприятие цвета меняется в зависимости от контекста и культурных особенностей.
Красный для брендов
Если вы бренд и выбираете основной фирменный цвет. То отправная точка — это идея, которую вы хотите донести. Идея создает контекст. И уже в этом контексте будет проявляться цвет. Если контекст — отношения, то красный, наверняка, будет выражать страсть или любовь. Спортивный контекст будет рисовать скорость, а мифологический — сами знаете кого.
Следующий цвет — синий. Там тоже все очень интересно. Особенно, история с синей розой. Увидимся.