Найти тему
"Ваша газета"

Современной школе нужны герои

Профессия педагога не из лёгких, но стать учителем мечтают многие. Посвятить себя школе и воспитанию детей с детства мечтала и отличник народного просвещения РСФСР Мария Михайловна ЕГОРОВА, чей педагогический стаж составляет 47 лет. О ней сегодня наш рассказ.

В Нижнекамск – за работой

В школе Маша была ударницей - училась на четвёрки и пятёрки. В чувашской деревне Егоркино была только семилетка, в среднюю школу пришлось ходить в посёлок Нурлат, а это по прямой больше восьми километров. С длинной дорогой девочка справлялась, но над решением другой задачи пришлось потрудиться - в семилетке учили на чувашском, а в новой школе преподавание велось на русском языке.

Она старалась, и после школы заочно окончила педучилище в Казани, стала работать учительницей начальных классов, вышла замуж. Всё было хорошо, так и прожили бы, может, всю жизнь в Нурлате, но сахарный завод, где муж Пётр Михайлович работал водителем, закрылся. Кто здесь трудился десятки лет, остался на распутье - куда податься? Одиннадцать водителей, в том числе и Пётр, решили поехать на новую стройку, которая открылась близ Набережных Челнов. Конечно, работа нашлась для всех. Через две недели, оставив на время у матери двоих сыновей, с шестимесячной дочкой на руках вслед за мужем в будущий Нижнекамск приехала и Мария.

«Генерал» Максимов

В Нижнем Афанасове нашли жильё. Хозяйка дома поинтересовалась, какая специальность у квартирантки? Узнав, что она учительница, сказала, что недалеко строится школа. Объяснила, как добраться, и назвала директора - Николай Максимов. На вопрос, как тот выглядит, чтобы его узнать, описала: мол, высокий и ходит, как генерал.

- На следующий же день с ребёнком отправилась по указанному адресу, быстро нашла директора - тот действительно среди окружающих выделялся ростом. Подошла, представилась, рассказала о себе, попросилась на работу. А тот вдруг спросил, умею ли я плясать и петь. Я заверила, что умею. «Будете пионервожатой», - решил Николай Максимович. При этом он даже не спросил, где мы живём, есть ли с кем оставлять малышку. Я тогда, конечно, этому удивилась, - рассказывает Мария Михайловна.

Хозяйка дома оказалась доброй женщиной, согласилась приглядывать за ребёнком квартирантов, тем более у неё была своя маленькая дочка.

М. Егорова оказалась пятым педагогом, принятым в штат восьмилетней школы после самого Н. Максимова, его супруги Галины Николаевны, Петра Ионовича Ибаева и Александры Петровны Кокшовой. Школа в 1961 году пока строилась, и учителям пришлось на время переквалифицироваться в строителей. Но учебный год начали, как и положено, 1 сентября. Учебное заведение - два барака, соединённые тёплым переходом. В одном бараке занимались начальные классы, в другом - старшеклассники, начиная с четвёртых классов. Александра Кокшова взяла первый класс, Тамара Кузьмина - второй, третий «А» - Мария Егорова, третий «Б» - Лидия Воробьёва. За Марией Михайловной осталась и вожатская работа.

Вскоре Егоровы получили свою комнату в бараке, который выделили напополам педагогам и медикам. Вся семья теперь была в сборе.

-2

Первые пассажиры трамвая

М. Егорова умела находить путь к детским сердцам: они и учились с удовольствием, и во всех школьных делах она всегда была со своими воспитанниками - участвовала в их играх, сборе макулатуры, подбадривала, не забывала похвалить. В 1967 году её четвёртый класс был признан самым активным и дисциплинированным и получил почётное право проехать на первом рейсе нижнекамского трамвая.

-3

- Самым хорошим воспитателем всегда был труд. Я и ученикам старалась привить трудолюбие, и своим детям - каждому ежедневно давала задания: что должен сделать Вова, что - Витя, что - Таня. С мужем держали огород, дети работали там и знали, какой ценой достаётся урожай, - вспоминает ветеран педагогики.

Ей самой, как и многим сельским мальчишкам и девчонкам, домашние работы пришлось осваивать с малолетства. Мама со старшей сестрой Лизой с рассветом уходили работать в поле. Перед уходом шестилетнюю Машу усаживали перед окном с наказом выгнать корову в стадо. Как только на улице появлялись первые животные, девочка бежала в хлев и выпускала свою Зорьку. Потом принималась носить воду для полива огорода, чистила картошку, подметала пол. Девочка старалась сделать всё быстро, чтобы к приходу матери и сестры в доме был порядок. Не сосчитать, сколько раз резала детские пальчики, когда крошила картошку.

- Сегодняшние дети больше предоставлены сами себе, у них мало забот, которые учат ответственности, дисциплине. Что особенно печально, они более жестоки. Увы, ушли из современной детской литературы герои, на чьих примерах можно воспитывать в них мужество, патриотизм, любовь к людям, сострадание. А советские книги и фильмы, которые учили добру, сегодня не в почёте, - сетует М. Егорова.

Первым школьникам Нижнекамска наверняка памятны пионерские и комсомольские мероприятия и дела: линейки, сборы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты к праздникам. Мария Михайловна была ответственной за организацию танцев и программу школьного хора. Раз призналась директору в умении плясать и петь, обещание надо было выполнять. И делала она это с душой и удовольствием.

-4

Родной язык навеки в сердце

Мария Михайловна с коллегой-педагогом Натальей Александровной Зотеевой первыми поддержали инициативу директора школы №20 Николая Атряскина создать в Нижнекамске чувашский общественный культурный центр и стали активными участницами всех мероприятий новой национальной общественной организации, направленной на сохранение и развитие родного языка, традиций и обычаев.

- Помню, как на первой встрече чувашского общества выяснилось, что дети не знают родного языка, да и родители не могли похвалиться глубокими знаниями. Тогда директору школы пришлось прочитать лекцию о том, как важно знать родной язык и свою культуру. Он настойчиво просил заниматься с детьми, - вспоминает Мария Михайловна.

Большим событием в жизни города стало открытие в 1999 году чувашской гимназии, единственной в Татарстане. Для тех, кто хотел научиться говорить по-чувашски, лучше узнать национальный фольклор и творчество, при гимназии действует воскресная школа. Были созданы хор и театр «Тамаша», мастерство самодеятельных артистов этих коллективов полюбились зрителям и Татарстана, и Чувашии.

Марии Михайловне этим летом исполнилось 90 лет. Несмотря на годы, она продолжает заниматься общественной деятельностью как член совета ветеранов педагогов, много времени уделяет правнукам. Среди сотен её учеников немало тех, кто выбрал профессию педагога. Вот как рассказал об учителе один из них, Юрий Щербаков, много лет проработавший в Борковской школе:

- В моей незабываемой школьной жизни было много учителей, но ближе всех сердцу была моя первая учительница Мария Михайловна. Человек высокой духовной культуры, богатой и щедрой души, острого и пытливого ума. Самое характерное для её уроков - это умение связать обучение со всем, что окружает ребятишек, с тем, что их интересует, что происходит в стране. Наверное, поэтому оценки «4» и «5» по русскому языку и другим предметам для её учеников было естественным явлением.

Газимзян САБИРОВ.