Проблемная статья.
Год Педагога и Наставника в России.
Указом Президента РФ 2023 год в нашей стране посвящен Педагогу, как знак высочайшей общественной значимости профессии учитель. Особая миссия данного года состоит в признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия, разработанные и проводимые в рамках национального проекта «Образование» направлены на поднятие престижа и привлекательности профессии учитель. Педагогические форумы, салоны образования, кинофестивали, выставки, марафоны, профессиональные олимпиады, встречи разного уровня – более 60 всероссийских мероприятий в программе масштабного праздника, утвержденной Правительством России. Распространять опыт лучших педагогов страны, привлекать молодые кадры в профессию учитель – цель каждого из них.
С планом основных мероприятий по проведению Года педагога и наставника можно ознакомиться на портале «Единыйурок.рф» https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/20027-pravitelstvo-rossii-utverdilo-plan-meropriyatij-po-provedeniyu-v-rossii-goda-pedagoga-i-nastavnika
Торжественное закрытие Года педагога и наставника запланировано на последний месяц 2023 года. Через месяц россияне услышат с голубых экранов отчеты чиновников о достижении поставленных целей и решении запланированных задач в системе школьного образования. Уверена, что показатели эффективности проведенных мероприятий будут зашкаливать. Заявленные показатели эффективности – это:
1) рост числа выпускников, поступивших в педагогические ВУЗы;
2) рост количества положительных публикаций о педагогах и наставниках в СМИ;
3) уровень удовлетворенности школьного учителя повышен через принятые меры по снижению на него бюрократической нагрузки;
4) сформирована поддержка развития системы наставничества в обществе (согласно социальным опросам).
Календарный год 2023 стремительно движется к концу. Год педагога и наставника вместе с ним. Результаты обозначенного года учителя (назовем его так) уже вырисовываются. Давайте пройдемся по каждому показателю эффективности, за которые чиновники отчитаются со знаком «+» и выпишут себе премию к Новому году.
Увеличение количества выпускников школ, поступивших в педагогические ВУЗы.
Тот самый показатель, цель которого достигнута! Но не будем забегать вперед. Согласно данным Министерства Просвещения количество абитуриентов на педагогические направления увеличилось аж на целых 17 % по сравнению с прошлым годом. https://edu.gov.ru/press/7330/pochti-355-tysyach-abiturientov-podali-zayavleniya-na-pedagogicheskie-specialnosti-v-pedvuzy-minprosvescheniya-rossii?ysclid=lp3wu88csi536574581
Чиновники от МинПроса в этом видят сохранение лидирующих позиций педагогического образования. Самые популярные педагогические ВУЗы – Московский педагогический, Санкт-Петербургский педагогический имени А.И.Герцена, Новосибирский педагогический и Государственный университет просвещения.
Почему же такой спрос на профессию учитель?
Давайте попробуем разобраться. Во-первых, в Год педагога и наставника количество бюджетных мест по педагогическим специальностям во всех Вузах страны составляет 75 тысяч, а в педагогических 35,5 тысяч. В топ - 3 по количеству бюджетных мест входят инженерные, педагогические и медицинские специальности. Количество бюджетных мест сохранится в будущем году по тем же направлениям. Судя по всему, государство заинтересовано в специалистах в данных областях. Однако не всё так однозначно с поступлением: приоритет-то отдан региональным Вузам. В столичных же Вузах количество бюджетных мест сокращается, проходной балл ЕГЭ растёт, как "на дрожжах". К примеру, бросим взгляд на бюджетные места и на средний балл в 2023 г. в Российском педагогическом им. А.И.Герцена.
Можно увидеть на скриншотах, что проходной балл достаточно высокий, а количество бюджетных мест довольно скромное. Впрочем, о всех подводных камнях увеличения бюджетных мест по стране в целом и популярности выбранных будущих профессий среди студентов, можно почитать здесь :
https://octagon.media/istorii/vedushhie_rossijskie_universitety_sokratili_byudzhetnye_mesta.html
Рост количества положительных публикаций о педагогах и наставниках в СМИ.
Данный пункт меня приводит в некоторое замешательство, так как я не совсем представляю, каким образом можно оценить эффективность данного показателя. Официальные СМИ захлебываются от восторга, рассказывая о новых педагогических победах и свершениях. Учительская газета продолжает чествовать призеров различных педагогических конкурсов, дает советы, как справиться с буллингом в школе, рассказывает о новых цифровых профессиях и многом другом. Не верите? Тогда читайте сами! https://ug.ru/
Кадр их х/ф «Гостья из будущего» из открытого источника
Только вот многие другие не испытывают столь сильных эмоций. К примеру, блог на платформе Яндекс Дзен «Алые паруса» https://dzen.ru/alieparysaa?share_to=link.
Или РВС (Всероссийское родительское сопротивление) – официальная группа в ВК, telegram, на youtube https://vk.com/rvs_groupвсерьез обеспокоена политикой государства в отношении детей, включая сложившуюся ситуацию в школе как в образовательном детском учреждении.
Повышение уровня удовлетворенности школьного учителя через принятые меры по снижению на него бюрократической нагрузки.
Давайте посмотрим, что же изменилось в жизни педагога и наставника за этот год.
Учебная нагрузка увеличилась. На ставку 18 часов/ неделю просто не выжить.
Количество бумаг и отчётов стало еще больше. Свободного времени после работы стало еще меньше. Документы для заполнения, отчёты, приказы, справки, электронные голосования по каждому чиху, новостная школьная лента - сыпется как манна небесная по вечерам. Рабочий день превратился в ненормированный (педагог с опытом уже привык к этому).
Количество "должен" классного руководителя увеличилось ещё в 2022 -2023 учебном году. Его обязанности в 2023-2024 напоминают снежный ком, который несётся с нарастающей скоростью.
Первый урок новой недели по-прежнему стартует «Разговорами о важном».
Ремарка: Появились они и на Первом канале ТВ. Утром. Каждый понедельник. К слову, обязательным для посещения данное занятие не является. Но элемент активного навязывания имеет место быть. За пропуски данного урока ответственность возложена на классного руководителя.
«Движение первых и орлята России» превратились в своего рода детские «Госуслуги». Нет регистрации – нет права на участие в конкурсах, олимпиадах. https://будьвдвижении.рф/?ysclid=lp43inoqhr828198668
Детский рисунок
«Социальные сети теперь важнее официальных сайтов». Премии удостаиваются те классные руководители, в чьих классах больше всего родителей и учащихся, которые подписаны на официальную страничку учебного учреждения в ВК.
«Цифровая платформа «Сферум» навязывается в приказном порядке каждому. Классный руководитель обязан донести до родителей необходимость Сферума в жизни их ребенка, а также регулярно отчитываться о количестве зарегистрированных на платформе. От учителя –предметника требуют активной позиции в чатах Сферума: еженедельное общение с коллегами и учениками (норма: не менее 10 сообщений + 1 видео конференция /неделю). https://prof-sferum.ru/?ysclid=lp43kb8u8x788353004
Что ещё изменилось в жизни школы и учащихся?
Дефицит учителей достиг критических значений. Цифра 11 000 , озвученная вице-премьером Т.Голиковой, оказалась сильно занижена. Учителя бегут из образования. Пик массового бегства по странному стечению обстоятельств пришелся на Год наставника и педагога. https://newizv.ru/news/2023-10-25/shkoly-bez-uchiteley-chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-buduschem-422244?ysclid=lp482usvrd156034370
Может, чиновники от образования смогут дать более - менее внятный ответ, почему за красивым отреставрированным фасадом прячется развал государственного бюджетного образовательного учреждения «школа».
Кажется, скандальный несколько лет назад форсайт - проект Образование 2030 - никто не отменял. Даже в планах не было. Никто не отказывается от миллиардобюджетных проектов. Обошли с другой стороны острые углы, и дело в шляпе. https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-k-2030-i-2035-gg-forsayt-tehnologii-i-teleologiya-riskov-i-blagopriobreteniy.
Изображение сгенерировано при помощи ИИ в программе Кандинский 2.2
Ликвидация традиционного образования вершится на наших глазах.
Зачем 2023 год объявили Годом Учителя? Показать, что работа учителя важна государству? Чтобы учитель продолжал трудиться на совесть, пока ему позволяют это делать? Пусть, мол, он надеется на возрождение школы, пусть работает и верит... Только чур не просить повышения зарплаты! Ведь хороший учитель – голодный учитель! Да и оплачивать провальные проекты не очень-то рентабельно. https://gubdaily.ru/news/ministr-obrazovaniya-zayavil-chto-uchitelyam-nelzya-povyshat-zarplaty/?ysclid=lp44khoapg552049778
До окончания Года педагога и наставника остается месяц. У чиновников нет больше времени на то, чтобы освободить учителя от абсурдных обязанностей и поднять престиж одной из самых важных профессий. А ведь для этого требуется всего несколько простых шагов, таких, как:
- возврат к традиционной модели образования, существовавшей до ФГОСов, ЕГЭ, ВПР;
- наделить педагога статусом госслужащего с полным социальным пакетом;
- поднять зарплату учителя до уровня средней зарплаты депутата в Государственной думе (не на бумаге, а по факту).
- признать пенсионную реформу провальной и отказаться от нее;
- приравнять к административному правонарушению препятствование (в) работе учителя со стороны администрации школы и вышестоящих инстанций.
18.11.2023 г.
#годучителя#годпедагогаинаставника#сферум#егэогэ#впр#зарплатаучителя#