Найти тему
Не учи учёную

Первая советская учёная в Антарктиде и мать морской геологии

Оглавление

Мария Васильевна Клёнова
Мария Васильевна Клёнова

В начале 1950-х годов, в преддверии Международного геофизического года (1957-1958 гг.), тысячи ученых из более чем семидесяти стран отправились в Антарктиду для проведения исследований на борту океанографических судов и создания первых научных баз на побережье континента. Из всех стран-участниц только в Советском Союзе женщина была официальным членом научного коллектива. Океанограф и морской геолог Мария Васильевна Клёнова (1898-1976) стала первой ученой, проводившей исследования в Антарктиде.

От медицины до экспедиций на борту "Персей”

Мария Васильевна Клёнова родилась в 1898 г. в Иркутске. Дочь фабриканта и медсестры, она провела свои ранние годы в Екатеринбурге, на границе европейской и азиатской частей России. Во время Первой мировой войны переехала в Москву, поступила в медицинское училище и начала работать в госпитале. В начале 1920-х гг. поступила в МГУ, где изучала геологию и минералогию. В 1925 г. прошла защита её диссертации под руководством Владимира Ивановича Вернадского. В том же году Мария Васильевна приняла участие в своей первой научной экспедиции на Северный Ледовитый океан.

В период с 1925 по 1935 год Мария Васильевна Клёнова участвовала в десяти экспедициях на борту первого советского научно-исследовательского судна "Персей". За несколько лет, пока в остальном мире женщинам было запрещено участвовать в морских научных экспедициях, в исследованиях на "Персее" приняли участие тринадцать женщин-ученых. Это произошло благодаря директору Советского океанографического института Ивану Илларионовичу Месяцеву, убежденному стороннику полного гендерного равенства.

-2

Мария Васильевна Клёнова проводила геологические исследования в морях, окружающих Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и острова Шпицберген. В 1929 г. она стала первой в мире женщиной, возглавившей научную экспедицию на судне "Персей". В 1933 г. М.В. Клёнова возглавила морскую экспедицию на «Книповиче». Впоследствии она вспоминала:

«На малых кораблях «Персее» и «Книповиче» мы в полной мере ощущали и штормы, и льды, и отсутствие карт и другого навигационного обеспечения. Много раз приходилось прерывать работы и «штормовать» или менять маршрут, чтобы избежать ледового плена, или даже слабыми силами пробиваться через лед».

На основе своих исследований М.В. Клёнова разработала методику составления грунтовых карт морей, с использованием которой было составлено свыше 150 грунтовых карт для Баренцева, Белого, Каспийского и других морей. Именно М.В. Клёнова в ходе своих научных работ выделила геологию моря в самостоятельную науку. Еще в довоенное время она написала первое фундаментальное руководство по новой науке — «Геология моря», которое было издано в 1948 г.

Батиметрическая карта Баренцевого моря (Клёнова 1948)
Батиметрическая карта Баренцевого моря (Клёнова 1948)

Дух Антарктики

В 1949 г. Мария Васильевна стала профессором Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР и примерно в это же время членом Совета по антарктическим исследованиям АН СССР.

Через несколько лет, в 1955 г., Мария Васильевна подала заявку на участие в запланированной на следующий год советской экспедиции в Антарктиду в рамках подготовки к Международному геофизическому году, который проходил с 1 июля 1957 по 31 декабря 1958 года. Её заявка не была принята. Коммунистический режим формально выступал за полное равноправие полов, но среди мужчин немало было тех, кто не одобрял участие женщины в столь длительной экспедиции. Мария Васильевна получила поддержку директора отдела морских экспедиций Академии наук И. Д. Папанина, но этого было недостаточно: против ее участия выступал директор Института океанологии В. Г. Корт  и особенно начальник Антарктической экспедиции М. М. Сомов.

Официальной причиной отказа было отсутствие на судне отдельных кают для женщин. На самом деле, для Сомова присутствие женщины было бы неудобно, поскольку ограничивало бы мужчин по нескольким параметрам: они не могли бы вести “мужские разговоры” и не могли бы свободно ходить по кораблю без одежды. В конце концов, геологу удалось принять участие в экспедиции благодаря заступничеству одного из видных советских политиков А. И. Микояна, ее давнего друга.

Кадр из фильма "У берегов Антарктиды" (1956 г.)
Кадр из фильма "У берегов Антарктиды" (1956 г.)
“Сомов не понимал”, - заявит М.В. Клёнова спустя годы, -” что его вульгарные аргументы против женщин на судне были оскорблением не меня, а его самого и его спутниц”.

Очередной рекорд

На борту ледоколов (дизель-электроходов) "Лена" и "Обь" научная группа М.В. Клёновой провела океанографические измерения в антарктических и субантарктических водах. Мария Васильевна продемонстрировала свою целеустремленность в достижении поставленных целей. Таким образом, она стала первой советской женщиной-ученым, работавшей на суше в Антарктиде. На обратном пути в Россию Мария Васильевна также стала первой в истории женщиной-ученым, ступившей на берег острова Маккуори. Она также открыла множество батиметрических объектов, некоторые из которых названы в ее честь. Это и долина Клёновой (Klenova Valley) - океанская впадина севернее Гренландии, и подводная гора Клёновой (Klenova Seamount), находящаяся примерно в 450 км к востоку от побережья Сальвадора (Бразилия), и пик Клёновой (7546 футов/2300 м), расположенный в 7,5 милях (12 км) к западу от горы Винсон в Антарктиде, названный в ее честь. Даже на планете Венера есть кратер Клёновой (Klenova Crater), названный в честь Марии Васильевны Клёновой.

Эта первая экспедиция в Антарктиду придала Марии Васильевне международный статус, который она использовала для выступлений перед женщинами в социалистических странах. Она получила возможность обращаться к людям по радио, о ней было написано множество статей в разных странах. Но самым важным для нее было участие в международных конференциях и в новых морских экспедициях. Мария Клёнова была сильной, смелой ученой. Она была целеустремленной и преданной своему делу. Она понимала, что ей предстоит преодолеть трудности, которых не было у мужчин в ее области, но никогда не использовала это в качестве аргумента в своих дискуссиях. Ее уверенность в себе еще раз становится очевидной, когда она встречает Фрэнсиса Шепарда. Ее знаменитая, единственная в своем роде, вступительная фраза "Вы - отец морской геологии, а я - мать морской геологии" показывает, насколько хорошо она понимала свое положение в области, где доминировали мужчины.

-5
"Вы - отец морской геологии, а я - мать морской геологии"

#видимые_исследовательницы