В каких условиях работает производство компанииVerol, на что делает ставку крупный производитель товаров для декора и отделки стен, рассказывает Евгений Коваленко, основатель фабрики из города Тимашевск. В декабре 2023 года компания намерена достичь на WB 200 млн рублей месячного оборота и годового в 1 млрд рублей. Сделать это планируется за счет расширения ассортимента: компания продает на интернет-площадках оконную пленку и стеновые панели.
- На кого рассчитана ваша продукция? Иными словами, кто ваш потребитель?
- Наш принцип — продукция Verol должна быть доступна и пенсионеру, и бизнесмену. Ну а потребители — это люди, у которых есть стены. Как правило, это семьи, в том числе молодые, где взрослым от 25 до 40 лет. Доставка осуществляется по всей России, в том числе за счет продаж на маркетплейсах.
- Выпускать продукцию начинали за счет собственных средств или заемных?
- Заемных 250 тысяч рублей. На эти деньги началось производство обойного клея. Впоследствии остальное мы развивали уже на собственные средства.
- Почему выбор пал именно на товары для декора и отделки стен?
- По сути, это продолжение того, чем я занимался до этого. После закрытия краснодарского филиала в середине «нулевых» (тогда, как Вы помните, был банковский кризис) я понял, что нужно создавать свой бизнес и выходить на рынок уже с собственной продукцией. И делать я это начал буквально с нуля, заново набирая клиентскую базу.
- В какой поддержке сейчас нуждаетесь?
- Нам очень нужны дополнительные площади, по поводу чего даже обращались в Фонд развития промышленности. Но наш запрос пока остается без ответа. В идеале хотелось бы получить средства на строительство более масштабного производства.
- Как чувствует себя производство в связи с уходом импорта? Стала ли меньше конкуренция? Вырос ли спрос?
- Наша ниша с уходом иностранных производителей особо ничего не ощутила, конкуренция как была, так и осталась. Спрос на товары действительно вырос, потому что покупательская способность, как ни крути, увеличивается. Рынки переконсолидировались, людям стало удобнее покупать на маркетплейсах, где мы являемся лидерами.
- Тяжело ли заниматься производством собственной продукции после введения санкций?
- С производством как таковым все в порядке, просто работать на нем некому. Хорошо делать что-то свое, поскольку тем самым ты обеспечиваешь отрасль рабочими местами и этим приносить обществу пользу. Но сотрудников не хватает. Мы могли бы производить гораздо больше — в несколько раз, но не можем набрать достаточное количество персонала.
- Быть производителем сложно?
- Быть предпринимателем в России никогда не было легко, но очень интересно. Скучно жить пресно. Любые нововведения или кризис всегда заставляют активизироваться, учат быть гибким, уметь подстраиваться под меняющуюся действительность — иногда по несколько раз в день. Я люблю ставить перед собой и своей командой цели (порой невероятные) и достигать их, как бы это попсово ни звучало, выходить из собственной зоны комфорта и повышать планку.
Во многом мне помогает спорт. Я занимаюсь различными экстремальными видами спорта. Кайфую от кайтбординга, бординга, сноуборда. В общем, от всего того, где можно активно провести время. Мне еще очень нравится эндуро. Во-первых, это помогает держать свое тело в тонусе. Во-вторых, находить единомышленников, таких же, как ты. В-третьих, экстремальные виды спорта делают меня более бесстрашным для принятия важных решений, в том числе в бизнесе. Благодаря этому я все делаю быстро и безотлагательно.
- Что посоветуете начинающим бизнесменам?
- Всем, кто только задумывается над собственным бизнесом, я советую не бояться. Главное, определить цель и идти к ней каждый день. В идеале, найти единомышленников или наставника, который будет поддерживать.
Справка о компании:
Фабрика по производству Verol (г. Тимашевск), возглавляемая Евгением Коваленко выпускает обычные и фотообои, а также интерьерные наклейки, картины, фрески. Сейчас в ней трудится около 80 человек.
Ранее с 2008 года Евгений Коваленко работал в компании, продающей обойный клей (управлял филиалом в Краснодарском крае). Из-за банковского кризиса компания ушла с рынка, однако Евгений вместе с коллегами решил продолжить дело. Привлек инвестора, создал новый бренд, который развивался и в итоге охватил Краснодарский край, Ростовскую область, Крым, Воронеж, Саратов и Липецк.
К 2013 году оборот предприятия достиг 30 млн рублей. Сейчас 97% сбыта приходится на маркетплейсы. Согласно анализу этого рынка, проведенному весной 2023 года, Verol занимает 30% от объема фотообоев и интерьерных наклеек на Ozon и Wildberries.