Прошёл XI Балтийский форум соотечественников. Поднято много важных и нужных тем, осудили запрет русского образования в Прибалтике, высказались о том, что это катастрофа, выслушали очередные заверения в том, что русские своих не бросают. Пожурили закон о гражданстве РФ, приняли во внимание, что времена не выбирают, в них живут и побеждают, и на том разошлись. Поговорим об образовании. Начнём с истории проблемы в Прибалтике, остальные русофобские страны проявят себя позже.
2004 год. Латвия пытается принять закон о запрете образования на русском языке, но после массовых протестов вводит так называемую языковую пропорцию: 60% уроков на латышском, соответственно 40% на русском. С тех времён въелась в память фраза российского посла Виктора Калюжного: «Не мешайте делать бизнес!», – когда он приказал охраннику выгнать группу русских родителей, которые пришли на приём к послу с просьбой о юридической помощи.
Прошло 10 лет. В 2014 году Крым возвращается в родную гавань, Латвия в отместку местным русским всё-таки принимает закон, в котором все школы переводят на латышский язык. Закон поэтапный, к 2023 году в Латвии не осталось никакой возможности учиться на русском, исключения сделали для факультативных занятий. Под запрет попали даже частные школы. Еврокомиссия выделяет 12,5 млн евро на проведение реформы, а министру образования Латвии вручают высшую государственную награду за русофобию. Учитывая общую риторику, Европейский суд по правам человека впал в русофобский транс, заявив, что права национал-шовинистов важнее прав русских детей.
Что за это время сделано?
В. Путин и С. Собянин участвовали в открытии русских школ в Киргизии и Таджикистане. Обсуждается возможность строительства школ по российским стандартам в Узбекистане, одна школа есть в Туркмении, МГИМО планирует открыть русские школы в Армении и Турции. Хорошо, но мало.
Создана ассоциация зарубежных русских школ.
Говорят, что в Африке будут открыты филиалы ведущих российских вузов и русские школы. Даже если там не всегда учатся русские дети, мы по чуть-чуть готовим поколение, лояльное к России.
Государство Российское в пределах установленной правительством квоты оплачивает иностранцам обучение в российских вузах.В результате народной дипломатии Санкт-Петербургский университет открыл субботнюю школу вначале для латвийских детей, а потом и для всех за рубежом.
Что же в других странах? Идея развития школ при посольствах показала полную несостоятельность из-за законодательной недосказанности и непредсказуемости сроков согласования даже внутри МИД РФ, а арест зданий посольских школ в Польше и Чехии поставил на подобной идее жирный крест.
Надо просто понять, что образование детей ни для МИДа ни для Россотрудничества не является профильной деятельностью. Да, они с удовольствием пытаются помочь, но и только.
За более чем 30 лет независимости Россотрудничество так и не появилось ни в одной из прибалтийских стран, а при попытке общения ссылается на то, что Прибалтика не входит в сферу их интересов и всеми вопросами в том регионе занимаются посольства.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Именно пандемия показала, что возможно дистанционное образование. Да, оно не всем подходит. Да, непонятно, как учить дистанционно маленьких детей. Но в любой ситуации это лучше, чем если у ребёнка в результате принудительной ассимиляции включается защитная реакция организма и он перестаёт нормально воспринимать окружающую действительность. Первая дистанционная школа появилась при правительстве Москвы. Сейчас этот проект правительством Москвы уже не поддерживается, а школы переведены на коммерческие рельсы.
В данное время идея доведена до предкритического состояния. Спрос на дистанционное образование настолько устойчив даже внутри России, что владельцы школ начинают ограничивать доступ к своим школам только российскими IP-адресами (geo-ip это вычисляет автоматом). Многим русским родителям в Европе приходится дополнительно оплачивать услуги российских VPN, для того чтобы сервера школ принимали их за своих и обеспечивали полный доступ к учебным материалам.
Письма с просьбой помочь несовершеннолетним гражданам России получить образование за рубежом получили практически все, от кого хоть что-то зависит. Кто-то не ответил, большинство, естественно, нам посочувствовали, но, к сожалению, с их слов, сделать они ничего не могли.
После все эти письма и ответы на них были отправлены детской правозащитнице Анне Кузнецовой с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Та всё чётко объяснила: не обольщайтесь и ни на что не надейтесь – российский закон об образовании никоим образом не предусматривает получение образования за рубежом детьми – гражданами России. Коротко и ясно. На нет и суда нет. Значит закон придётся менять.
В то же время та самая Украина, которая живёт практически на подачки Запада и у которой только в Европу выехало 8 млн человек, большинство из которых женщины и дети, как-то умудрилась не только сохранить своё образование, в котором запрещено всё русское, но и создать систему дистанционного обучения для тех, кто покинул страну.
Там у них даже два подхода. Первый – если дети не посещают никакую школу в стране проживания. Второй вариант – для тех, кто, по их мнению, «пристроился» в региональную школу. Существует система заданий и сдачи обязательных зачётных работ. Это настолько злит прибалтийских национал-шовинистов, которые мечтают ассимилировать всех и вся, что они пытаются запретить мигрантам не посещать школы с латышским языком обучения. «Реформаторы» прекрасно понимают, что большинство тех, кто уехал с Украины, такие же русские, а значит, подлежат либо ассимиляции либо депортации в Россию. Складывается впечатление, что, по мнению национал-озабоченных, они рассматривают русских не более чем обслугу и считают уровень 3 класса достаточным – главное, чтобы понимали без перевода…
То, что официальная Россия делает вид, что её это не касается и она выпала из этого процесса, не даёт ей послаблений – свято место пусто не бывает. Дети в Херсонской и Запорожской областях продолжают обучаться в украинских школах дистанционно, а у нас закон принять некому или не на что.
Люди пытаются по личной инициативе сделать свои первые шаги. Правительство Псковской области собирается проработать создания онлайн-школы для детей соотечественников. Санкт-Петербургский университет в виде эксперимента без дополнительного государственного финансирования открыл дистанционную школу. Ректор СПбГУ высказал удивление количеству желающих получить образование. С его слов, заявки были поданы из 40 стран. В первый год был набор с 5-го по 10-й класс по 20 человек в классе. Большинство учащихся – это дети, которые раньше учились в российских школах и вдруг оказались за границей. Уровень образования русских из Прибалтики, учитывая обучение на неродном языке, оставляет желать лучшего. К сожалению, но это факт – благодаря стараниям националистов прибалтийские дети находятся на более низком уровне развития, отстают от своих российских сверстников и на данный момент без дополнительного образования конкурентоспособностью не блещут.
В самой России никто ни о каком комплексном импортозамещении программного обеспечения даже не задумывается. А если завтра очередные санкции – и все эти «Скайпы», «Зумы», «Тимсы» и «Вотсапы» с «Телеграмами» и «Ютубами» будут недоступны? При этом выделяется госфинансирование на ИТ-отрасль, не забывают о разработке ИИ вплоть до разработки нейросетей и непрофильных образовательных систем.
Люди соответствующей квалификации есть, деньги на очень похожие задачи есть – за чем дело стало? Я понимаю, что говорить легче, чем делать, но мы и не делаем.
Давайте немного помечтаем.
Представьте себе: российские депутаты наконец-то задумались о том, что на дворе XXI век и дети не только могут, но и, будучи гражданами России, должны получать образование, независимо от того, куда волею судеб занесло их родителей.
Я всё-таки надеюсь и верю, что однажды увижу, как Владимир Владимирович с голубого экрана вещает, что киевский режим ещё не вся Украина, а все вы в будущем (учитывая критическую демографическую ситуацию) – наши потенциальные граждане, и государство должно уже сейчас заботиться о детях – будущих гражданах России. Ну или что-то подобное. Он умеет заронить чуточку добра в душу, когда захочет. Нужно уметь побеждать не только на линии фронта – победа в сердцах и умах людей не менее важна.
Может, стоит Батьку подключить к этому делу? Вроде государство общее строим, а в Белоруссии много положительных моментов в сфере образования.
Будет много пыли и криков, со временем многие родители призадумаются – такого от России не ожидает никто.
Не будем заниматься детьми сами – ими займутся другие. Помните слова Генри Киссенджера: «Хочешь победить врага – воспитай его детей».
Именно это они и делают. А мы? А мы пока тихонько стоим в сторонке. Зато придумали красивое слово – «соотечественники, но совершенно бесполезное.
Автор: Сергей Муливанов