Фёдор Михайлович Достоевский любил сытно и вкусно поесть, но был относительно равнодушен к кулинарным изыскам. По воспоминаниям жены Анны, русский классик регулярно перекусывал бутербродами с сыром, больше всего любил вареную курицу, а запивал ее теплым молоком:
"Федя ужасно начал приставать, почему курицы нет, так что мы чуть было из-за того не поссорились."
В своих дневниках жена писателя подробно расписывала их заграничные поездки, в том числе часто сетовала на «дурные обеды». Но там можно найти и хорошие отзывы.
"Например, я расскажу, что у нас было сегодня: очень вкусный суп-овсянка (которую, надо сказать, я никогда не любила, но сегодня она мне так понравилась, что съела две тарелки), второе кушанье — довольно много жареной говядины с картофелем, зажаренным так, как его любит Федя, потом целый цыпленок и к нему компот из вишен и четыре куска отличного бисквитного пирожного." — Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
Фёдор Достоевский, к слову, был к еде менее требователен, чем его супруга.
Но были и важные для него кулинарные мелочи:
Будучи большим любителем сладкого, Достоевский порой капризничал при выборе десертов, чем изрядно утомлял супругу.
"Потом пошли за пирогом. Но в нашей булочной его уже не было. Тогда Федя сказал, что я должна его вести в ближайшую булочную, что я всегда в другие раза нахожу близкую булочную, а только теперь не хочу для него найти. Я повела, но он расхотел идти во вчерашнюю булочную, и я должна была найти для него другую. Наконец, пришли в кондитерскую и здесь взяли пирожных."— Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
Любовь Достоевского к сладкому и сухофруктам отмечал и писатель Всеволод Соловьев в своих воспоминаниях.
"Постойте, голубчик! — часто говорил он, останавливаясь среди разговора.
Он подходил к своему маленькому шкафику, отворял его и вынимал различные сласти: жестянку с королевским черносливом, свежую пастилу, изюм, виноград. Он ставил все это на стол и усиленно приглашал хорошенько заняться этими вещами. Он был большой лакомка…"— Всеволод Соловьев, «Воспоминания о Ф. М. Достоевском»
Тем не менее по меркам того времени Федор Михайлович в своих запросах был весьма скромен: часто обеды за границей или у знакомых казались ему слишком обильными.
"И вот не знаю, так ли они всегда обедают или был у них праздничный день (обедали кроме меня еще две дамы гостьи и один профессор Архипов): закуски, вина, 5 блюд, из которых живая разварная стерлядь по-московски. Если это каждый день у них, то, должно быть, хорошо им жить".— Из письма А.Г. Достоевской, 9 ноября 1878 года, Москва.
Пил же Достоевский, по воспоминаниям современников, весьма умеренно и почти не пьянел. Зато очень любил чай и кофе.
"Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку. Любил очень горячий кофе, который бы кипел, и с своей чашкой уходил в свою комнату, в левой руке неся подсвечники и салфетку, а в правой — чашку. Любил оставаться с своей чашкой некоторое время один и был недоволен, когда его в это время тревожили разговорами".— Из воспоминаний А.Г. Достоевской
Однако чай Фёдор Достоевский любил больше всего
По воспоминаниям представителей близкого окружения Достоевского, чай он любил до безумия. Когда он писал книги, невдалеке обязательно должен был находиться самовар. Вот слова, принадлежащие самому Федору Михайловичу, иллюстрирующие его пристрастие:
Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить.
Елена Штакеншнейдер вспоминала, что Достоевский был настолько капризен в отношении чая, что даже его супруга не могла ему угодить. Наконец, она отступилась от своих попыток, и Федор Михайлович стал наливать его сам. Вот как писала об этом Анна Григорьевна Достоевская:
Заваривал чай, сначала споласкивал чайник горячею водой, клал три ложечки чаю (причем непременно требовал "свою" ложку, она так и называлась "папиной ложечкой") и наливал лишь одну треть чайника и закрывал салфеточкой; затем минуты через три дополнял чайник и тоже накрывал.
И наливал чай лишь тогда, когда самовар переставал кипеть. Наливая себе чай, папа непременно смотрел на цвет чая, и ему случалось очень часто то добавлять чаю, то сливать в полоскательную чашку чай и добавлять кипятком; часто случалось, что унесет стакан в свой кабинет и опять вернется, чтоб долить или разбавить чай. Уверял: "Нальешь чай, кажется хорош цветом, а принесешь в кабинет, цвет не тот". Клал два куска сахару.
Анна Григорьевна свидетельствует, что писатель испытывал и любовь к очень горячему кофе. Нужно было, чтобы он кипел. Достоевский брал в руки чашку и отправлялся с ней к себе в кабинет. В левой руке нес подсвечник и салфетку, в правой была чашка.
Интересный факт: Не все то чай, что вы пьете🍵
Например, чай с мятой, любой травяной, шиповниковый чай – это напитки, а вовсе не настоящие чаи, их называют тизаны. Запомните, чай должен быть получен из листьев растения Camellia sinensis. Ну а объединяет все остальные виды напитков с чаем лишь то, что вы наливаете это в чашку и оно горячее.