Найти в Дзене
Лавка старины

Два века рижского фарфора: от заводов Кузнецова и Эссена к советскому фарфоровому гиганту

Оглавление

Династия Кузнецовых, начиная с 1812 года основала достаточно большое количество фарфоровых заводов. Начав с Гжели, где фарфоровые изделия стали изготавливать благодаря Якову Сергеевичу, дальше дело подхватили его потомки. Так в 1841 году, внук Якова Сергеевича — Сидор Терентьевич Кузнецов, недалеко от Риги в предместье Дрейлингсбуш, тогда еще в Ляфляндской губернии Российской империи, основал фарфоро-фаянсовую фабрику, ставшую восьмой в списке московской фарфоровой династии.

Рижский чайный фарфоровый сервиз. Источник: artofit.org
Рижский чайный фарфоровый сервиз. Источник: artofit.org

Рижский фарфоровый завод

Идея открытия фарфорового завода именно в Прибалтике случайной не была. Смысл был в импорте продукции по морскому пути, что значительно упрощало и удешевляло стоимость сбыта. В этих же целях стиль посуды максимально приближали к европейским образцам. Развитие мануфактуры шло огромными темпами, объемы росли. После смерти Сидора Терентьевича за дело взялся его сын — Матвей Сидорович. В качестве материала для изготовления посуды использовали фаянс и фарфор. Помимо основного направления позже добавилось производство кирпича.

Кузнецов Матвей Сидорович — фарфоровый король Российской империи накануне ее распада. Источник: opora.ru
Кузнецов Матвей Сидорович — фарфоровый король Российской империи накануне ее распада. Источник: opora.ru

Октябрьская революция 1917 года привела к национализации мощностей, но завод продолжил работу. Наследники рода Кузнецовых помогали его развитию и восстанавливали то, что было разрушено. В полную мощность производство заработало только в 1926 году.

Марки и клейма Рижского производства Товарищества М, С. Кузнецова
Марки и клейма Рижского производства Товарищества М, С. Кузнецова

Возрожденное предприятие сосредоточилось на выпуске продукции с национальными латвийскими мотивами. За достаточно короткое время смогли найти и привлечь к работе множество художников, причем некоторые из них были достаточно известны. Благодаря этому появились новые изображения и даже целые стили в оформлении, к примеру, достаточно популярным стал кубизм. Множество комплектов посуды этого завода в результате получили разнообразные призы на выставках.

Книга «Два века рижского фарфора», Россия, Москва, изд. «Любимая книга», 2012 г., авторы Марина Сафонова, Виталий Рускулис. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Книга «Два века рижского фарфора», Россия, Москва, изд. «Любимая книга», 2012 г., авторы Марина Сафонова, Виталий Рускулис. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Пережив Великую Отечественную войну и сохранив высочайшее качество, завод смог продолжить работу. В 1963 году Рижский фаянсовый завод объединили с фарфоровой фабрикой, основанной также до революции, но другим промышленником — Якобом Карлом Йессеном (Эссеном). После этого новое предприятие получило название «Рижский фарфоро-фаянсовый завод», но с 1968 года в результате полного исключения из ассортимента фаянсовой продукции, стало называться просто «Рижский фарфоровый завод».

Скульптура «Латвийский народный танец», скульптор З. Улсте, Рижский фарфоровый завод Эссена, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Скульптура «Латвийский народный танец», скульптор З. Улсте, Рижский фарфоровый завод Эссена, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Распад СССР привел к упадку производства, ухудшение состояния дел вынудило закрыть завод в 2000 году. В опустевших зданиях год спустя был создан Музей рижского фарфора, который позволил сберечь для потомков множество образцов художественных изделий. Помимо выставок здесь можно посетить мастер-классы, послушать интересные лекции и в целом весьма содержательно провести время.

Экспозиция в музее фарфора в Риге. Источник: google.ru/maps
Экспозиция в музее фарфора в Риге. Источник: google.ru/maps

Особенности изделий Рижского фарфорового завода

Необходимо отметить, что высочайшее качество используемых на заводе материалов обеспечило огромную ценность продукции, которая сохраняется до наших дней. Особенно высоко оценивают дореволюционные предметы. Собрать полный комплект из которых в настоящее время практически приравнивается к фантастике. Каждое отдельное изделие, разумеется, если оно хорошо сохранилось, может стоить от 3 до 12 тысяч рублей.

Сувенирный стакан с эмблемой XXII летних олимпийских игр в Москве​, Олимпиада-80, Рижский фарфоровый завод, 1980 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Сувенирный стакан с эмблемой XXII летних олимпийских игр в Москве​, Олимпиада-80, Рижский фарфоровый завод, 1980 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Особенно ценятся отдельные формы и стили оформления, которые существенно выделяются на фоне остальных. В качестве примера можно привести форму чайного сервиза под названием «Сакта». Это были экспериментальные идеи, которые пытались опередить свое время и предугадать будущие тенденции.

Статуэтка «Лиго», скульптор И. Ванага, Рижский фарфоровый завод Эссена, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Лиго», скульптор И. Ванага, Рижский фарфоровый завод Эссена, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Дизайн таких чашек, сахарниц, чайников и прочих элементов сервизов приближен к форме летающей тарелки. Художественное оформление при этом стремилось к минимализму. Интересно, что мастера решили именно в этом наборе убрать углубления на блюдцах, что привело к большему количеству падений чашек, а одинокие блюдца старались использовать по новому назначению, например, под цветы на подоконниках. В связи с этим коллекционеры еще могут найти какие-то из центральных предметов сервиза, а вот чашки и особенно блюдца уже большая редкость. Каждый из таких предметов может стоить около 10 тысяч рублей.

Чайный сервиз «Сакта», автор Зина Улсте. Источник: rigasporcelans.lv
Чайный сервиз «Сакта», автор Зина Улсте. Источник: rigasporcelans.lv

Среди популярных и пользующихся спросом изделий завода необходимо отметить статуэтки. Их стали выпускать с начала 1940-х годов. Есть несколько особенно популярных в среде коллекционеров фигурок, к таковым относятся «Латышский народный танец», «Футболист», «С горки» и некоторые другие. За них легко выручить 20 тысяч рублей (разумеется, за каждую).

Статуэтка «Байбиня» (Девушка с лукошком), Рижский фарфоровый завод, автор Римма Панцеховская, 1960-70 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Байбиня» (Девушка с лукошком), Рижский фарфоровый завод, автор Римма Панцеховская, 1960-70 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Как определяют возраст фарфоровых предметов

Специалисты ориентируются прежде всего на марку, которая менялась с течением времени. Причем менялась не только надпись с изменением названия самого завода, но иногда и ее цвет. В советские годы расцветка дополнительно указывала на сорт и могла быть: красной (1 сорт), синей (2 сорт) и зеленой (3 сорт). Кроме того, иногда цвет мог быть и черным. Тогда сорт обозначался ниже марки. А вот если продукция шла на экспорт, то расцветку меняли на золото, в крайнем случае на фиолетовый. Чтобы точно определить возраст, стоит обращаться к профессионалам или заглянуть в специальные каталоги.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Спасибо за внимание!